О пытках и казнях
alex_vergin — 31.03.2024
Смотрел в детстве советский фильм о советской же армии, года примерно 1977. Глухой брежневский застой, всё абсолютно стерильно, идеологически выдержано. Но одна деталь мне запомнилась, как одинокое облачко на безоблачном небе. Проводились маневры, две армии понарошку воевали между собой, офицеры одной из них попались в плен, и пленивший их полковник, в ответ на ихний отказ сообщить расположение своих войск, говорит им сердито: "Вы обязаны мне сказать! Потому что если бы мы были на настоящей войне, то я нашел бы способ развязать вам язык!"
Меня этот намек тогда поразил: ничего себе - образцовый советский офицер признает и допускает пытки, считает их делом само собой разумеющимся! Официальная идеология о подобных вещах глухо молчала, намек проскользнул как-то случайно.
На днях на занятии предложил студентам (юристам) высказаться об их отношении к пыткам. Все, разумеется, против. Задал тогда вопрос: представьте себе, что вы - генерал, командуете на войне, к примеру, корпусом. На днях предстоит наступление. Ваши берут языка, приводят его к вам. Вы его допрашиваете о расположении войск противника, он запирается. От того, удастся ли развязать язык языку, зависят успех или неуспех наступления, ваша карьера и, что еще важнее (вы честный и совестливый генерал) жизнь лишней тысячи ваших солдат. Сведения, которые может сообщить язык, сохранят жизнь примерно тысяче человек, за которых вы отвечаете. Если добиться от него сведений не получится, они умрут. Ваши действия?
Пытать никто не предложил. Но и ничего иного не было предложено тоже.
Это к тому, что пытка пытке рознь. В тех особых трагических обстоятельствах, когда немедленное получение сведений дороже любого золота - от них зависят жизни человеческие, раскрытие страшного преступления по горячим следам и т.п. - пытки всегда применялись и будут применяться, кто бы там что ни говорил. Ибо есть вещи превыше всего, и когда один принцип, предписующий уважать достоинство любой личности и при любых обстоятельствах, сталкивается в лоб с другим, - не менее, а то и более важным, - он неизбежно об него разобьется, уступит. Живая жизнь, во всей ее порой неприглядности, свое возьмет - скрутить ее законами и конвенциями вряд ли получится...
О казнях, пожалуй, напишу завтра - на сегодня хватит и пыток.
|
|
</> |
Как выбрать обувь Терволина
Как коты общаются друг с другом?
Вена. Мимо проходила
“Фотоувеличение” (“Blow-Up”) М. Антониони и рассказ Кортасара
Белки здесь - очень большая редкость!
Опасность популярных обезболивающих
На конец наступила зима
ждем!

