О ногайско — крымских набегах на Воронежский край в 17 веке.
karabai96 — 30.11.2025

"Воюют нас татаровя четвертой год" - Татарские набеги на окраины Руси в XVII веке
Главная цель татарских набегов - пленные, кони, домашний скот. Набеги из степи наносили огромный ущерб. По подсчетам исследователей, в течение первой половины XVII в. могло быть взято в полон не менее 150-200 тыс. человек.
Степняки не стремились штурмовать города. Один из их тактических приемов - «приступ» к городу, но не штурм. Татары лишь окружали город, блокировали его, изолируя сидевший в нем гарнизон и препятствуя уездным жителям скрываться в городе. Таким приемом татары обеспечивали свободу действий в уезде и облегчали захват там полона. Уходя из войны, татары, когда это было необходимо, снова блокировали города, чтобы беспрепятственно вывести захваченную добычу - полон и стада.
Села и деревни Воронежского уезда, в частности, многократно страдали от набегов степных кочевников. Тяжелый урон они понесли в годы Смуты (В Дозорной книге 1615 г. отмечено, что церкви в селах Большое Терновое, Малое Терновое, Гвоздевка -стояли «без пения», запустели от татарской войны 1613 г.).
Самый большой ущерб Воронежскому уезду был нанесен в первой половине 1640-х гг. После каждого набега воевода посылал детей боярских в уезд составлять роспись захваченного татарами. Подобные документы писались со слов местных жителей. За каждым из них драма родителей, потерявших детей; разлученных супругов; детей, оставшихся без родителей.
19 июня 1641 г. описывались пострадавшие от набега села и деревни: Ступино, Студенки, Нелжа, Карачун, Глушицы, Пекшево, Ситное. Жители горестно сообщали, что в селе Ступино 5 июня 1641 г. татары
«у попа Владимира взяли сына Тихона, у Лари Рудакова срубили крестьянина Ананю, да ево ж крестьянина Карпика взяли в полон, атамана Семена Старцева срубили, да у нево ж взяли двух унуков, да племянника Гришку ...Ивановых братьев Бородовицына Ивана, да Лазаря, да Совелия, да Тихона взяли в полон живых ...атамана Юрю Дочкина, да дочере ево девку Марю, да племянницу ево девку Катеринку взяли в полон живых...».
После татарского набега на д. Избыльскую в 1643 г. в ней осталось 44 человека, а 46 крестьян, их жен, детей взято в полон. 19 сентября 1643 г. воевода послал переписывать ущерб от татар в селах и деревнях: Мечек, Излегощи, Телухина, Ступино.
14 октября 1643 г. поместный атаман И. Орефьев составлял роспись захваченного татарами в с. Губарево. Всего в уезде летом и осенью 1643 г. было взято в полон 93 человека мужского пола из семей детей боярских и крестьян и 67 жен, дочерей, невесток. Зарублено 13 человек, отогнано 237 лошадей.
В ходе набега середины июля 1643 г. в с. Манино, д. Савитской, д. Двуречки, д. Машкиной, д. Нижние Мечки, д. Вертячьей, с. Курино, с. Излегощи захвачено в полон 30 человек и отогнано 94 лошади. 4 июля около 700 татар днем напали на с. Карамышево и здесь взяли более 100 человек полона, дворы многие выжгли, стада отогнали.
Перейдя р. Воронеж, татары попытались напасть на с. Белый Колодезь, но помещики и крестьяне того села отразили все приступы татар. 26 человек из полона, захваченного татарами в эти два прихода, было отбито у них донскими казаками при переправе через Дон.
Как писали в челобитной, поданной в ноябре 1644 г., атаманы села Ступино: «Воюют нас крымские и ногайские люди -татаровя четвертой год». Многие атаманы разбрелись, остальные живут в селе, собравшись по 2 и по 3 в один двор. «Не пашем мы хлеба, ржи и яри не сеем за частыми татарскими приходы четвертой год».
Челобитчики сообщали, что в годы воеводства А. Солнцева (октябрь 1640 г. - 11 декабря 1641 г.) состоялся татарский набег на с. Ступино, в ходе которого были захвачены около тысячи лошадей, другое имущество, 92 пленных.
В 1643 г. татары захватили в Ступино сорок лошадей и 33 человека. В 1644 г. к Ступину были «многие татарские приходы большие, на боях мы, холопы твои, татар побивали и ранили многих и нас, холопей твоих, на тех боях и на приступах татарове побивали и переранили многих, и от тех ран стали мы увечны, бесконны и бессемейны». По росписи в 1644 г. татары взяли в плен в с. Ступино 204 человека, 4-х убили. Всего из села угнали 3097 лошадей и «всякую мелкую животину».
В переписной книге 1646 г. отмечено, что церковь в с. Карамышево осквернена от татар, д. Выголова «запустела от татарской войны». В ходе набега 1659 г. в Воронежском уезде было разорено 527 крестьянских и бобыльских дворов (всего по итогам переписи 1646 г. в уезде насчитывалось 2060 дворов.
Какой-то части русских пленников рано или поздно удавалось бежать из плена и вернуться на родину. Путь домой для многих из них лежал через нижний Дон, земли донских казаков. Часть русских пленных отбивали у татар донские казаки. Более дальней была дорога русских пленников домой через Европу.
В сентябре 1619 г. в Средиземном море 3 испанских корабля напали на турецкую «каторгу». После семичасового боя турецкое судно было захвачено. Среди прикованных к веслам гребцов-пленников оказались русские. Испанский король отпустил их на родину. Они добрались до Голландии, оттуда на голландских торговых кораблях в августе 1620 г. прибыли в Архангельск. Шестерых прибывших полонянников, в т. ч. крестьянина из Рязанского уезда, донковского казачьего сына, жителей Болховского уезда, архангельский воевода отправил в Москву.
Средством для возвращения русских пленных на родину был выкуп. Для выкупа пленных в Российском государстве второй половины XVI - XVII вв. собирался особый налог - «полоняничные деньги». Полонянники выкупались и частными лицами или платили за себя сами.
Воронежца Лариона Петрова взяли в плен приходившие в Воронежский уезд в 1643 г. крымские татары. Полонянник поклялся - поцеловал крест - крымскому татарину, что заплатит за себя выкуп во время размена пленных в Валуйках в 1644 г. и был отпущен. В августе 1644 г. Ларион Петров выехал из Курска, где служил осадным головой, в Валуйки для уплаты выкупа за себя.
С другой стороны, захваченные донскими казаками пленные из числа турок и татар также или выкупались соотечественниками, или оставались на Дону в качестве слуг у казаков (часть пленных татарок и турчанок становились казацкими женами), или продавались русским торговым людям. Пленные татары пополняли ряды холопов. Так, во дворах посадских людей г. Воронежа в 1678 г. значатся купленные татары.
По материалам: Глазьев В.Н. Военная повседневность Южного российского пограничья XVII в.
Каждый раз, когда я вижу этот мем
К ТЕПЛУ! К ТЕПЛУ!
Осеннее утро в Царском селе
Ежедневный дайджест марафона #осеньмоеймечты – 29 ноября
О когнитивной победе у Калача, перевернувшей войну и мир.
«Начинали с двух коробок пластилина»: как появился Иж-2715 и почему его не
Понцирус трифолиата: большие цветы и острые шипы
«Одиночка - Портрет Принца Хенрика». Глава 7. Часть 2.

