о наших возможностях компоновать

топ 100 блогов mmekourdukova09.07.2022 Выношу из каментов к третьеводнешней безмятежности – там случился важный вопрос -

«Очень любопытно, спасибо! Но я пока не совсем убежден. Да, была прекрасная школа английской видовой акварели и да, ее выученики не могли не знать Лоррена. Но много ли возможностей компоновать в топографической акварели? Лоррен-то мог менять свой пейзаж, как хотел
- и ещё там в другом месте камеру-обскуру поминали –

о наших возможностях компоновать

Так вот.

Композиция, раз навсегда, - это не ЧТО, а КАК. Предполагать, что «топографическая» живопись и/или даже использование камеры-обскуры перекладывает все композиционные задачи, вернее, их успешное разрешение, на плечи матери-натуры или даже напрямую на плечи Создателя – это примерно как думать, что хореографическая партия полностью определяет творчвозможности ея исполнителей. Или что Софокл с Еврипидом были скованы по рукам и ногам в своих возможностях компоновать – необходимостью следовать всем известному мифу.

Реальный вид подлежащей «топографированию» местности задаёт только номинальную канву изображения (облакоозеробашня, облако раз, озеро слева, башня три штуки на переднем плане...), всё остальное предстоит решить (разыграть) художнику. Камера-обскура помогает механически распределять местоположения предметов – но это и всё.

А художник работает не с предметами изображения. Он работает с пятном и линией.

И только он может решить и определить вплоть до пикселя, какая именно игра каких именно пятен и линий будет у него соответствовать всякому предмету и всякой части того предмета. В гравюре, в частности – какая точка плоскости, из большущего миллиона тех точек, будет чёрной и какая белой, и в какие группы (малые, крупные и мегакрупные) оне, точки, будут складываться. И в этих малых, крупных и мегакрупных решениях художник будет опираться на уже приобретённый им (в идеале, остро заточенный им под себя) опыт ритмических построений.

А у кого нет такого опыта, тому не высосать композиции ниоткуда. НИОТКУДА. Будь то непосредственно с натуры, или чрез камеру-обскуру, или сводя, как нынче, контуры с фоточки - потому что в натуре, сюрприз-сюрприз, нет контуров. Вообще. Боженька ими, контурАми, в Своём творчестве не пользовался.

Поэтому для рисовальщика-композитора старой школы нет никакой разницы, сочиняет ли он пейзаж (да и что бы то ни было) из головы – или должен следовать конкретной предзаданной иконографии. Там и там он равно и нераздельно проявит себя рисовальщиком-композитором, мастером линий, пятен и расстояний между ними.

А для срисовывателя, для имитатора – есть разница? Да, наверное, есть: ему сочинять из головы труднее – ажно, быват, до полной невозможности – чем срисовывать. Но в отношении качества конечного продукта разницы, конечно, нет никакой. Композитором он не станет ни при срисовывании (неважно, с натуры или путём калькирования фоточки), ни даже при попытке сочинять из головы. Каким-то приёмцам подзапускать в своё произведение некие ритмы, (некие вкуснявые моднявые ритмы) он насобачиться может, но вышпонимаете, что к приобретению опыта самостоятельного создания ритмических структур оно имеет примерно такое же отношение, как интерактивная экскурсия по музею музыкальных инструментов (где дают постучать и подёргать за всё и по всему, что не прибито) к школе музыкально-исполнительского мастерства.

(Акварелька для иллюстрации, обычная любительская акварелька 1880-х, – из моего собрания. Пользовался ли автор камерою-обскурою, или фотографическим аппаратом, и есть ли на земле такое место, как на картинке, или это утопия из головы? Не знаю. И если вдруг как-то узнаю наверняка, что автор-де снял кальку с собственноручной фотографии конкретного города Эн, или что, наоборот, автор-де вообще годами не выходил из мастерской и ни на каком побережье никаких морей нет вот таких домиков и таких гор в таком порядке  – для меня ничего не изменится. Это и есть то, чем старая школа отличается от, скажем так, послешколия.)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Маленькой елочке Тепленько зимой - Из лесу елочку Не тащи домой! Да, вот такие у нас нынче погоды стоят - 31 декабря - зимушка-зима! Но раз велено леhитНАВГЕД - то бишь отмечать Новигод - сакральный праздник "русской" алии, то, ничего не поделаешь - отметим(ся), как умеем. В лесу ...
Глядя на то, как талибы (все еще запрещенные в России) в темпе вальса захватывают Афганистан, у меня возникает вопрос. Как известно, режим Наджибуллы после ухода советских войск продержался у власти еще три года, причем после 91-го года он оказался без всякой поддержки со стороны СССР. ...
Удары по НПЗ РФ  стали систематическими. Удар по Волгоградскому НПЗ не первый и, очевидно не последний. Речь идет о нанесении  многомиллиардных убытков путем уничтожения  оборудования,нанесении косвенных потерь производственным мощностям и сокращении темпов производства. ...
Как-то ко мне во двор забрел старый, устало выглядящий пес. На нем был ошейник, и пес был весьма упитанным, так что я понял, что он не бездомный и за ним хорошо ухаживают. Пес спокойно подошел ко мне, я погладил его по голове; затем он зашел вслед за ...
Русские своих не бросают... а прикапывают как последних бомжей, от глаз подальше. Сколько пропавших без вести на Донбассе отпускников из России, кто-то точно знает? Кто-то считал? А ведь если не распылен на атомы, либо утоплен в заброшенной шахте, то тело девать куда-то надо? Как выход - ...