Ноне слышны ли рызвуки // вперво бытно мраемуз

- дядька читает и комментирует русского классика пушкинских времён, ну, как комментирует – льёт елей-помои про надо-де знать наши корни, большевики-де повыдрали, а я пронёс традицию несмотря ни на что, и вам, хамам, опять насаждаю. Потом в книжку почитает – и опять. Потом опять в книжку носом – и опять дозу пурги про хранить нацкультуру. При этом пурга льётся легко и полноводно, носом же в книжку – через пень-колоду. Да, писатель и культуртрегер, историк и краевед палится на чтении вслух по книге. С первых же строф становится ясно как день, что чтецу непривычно не только чтенье того автора, с которым он самоотверженно и несколько свысока знакомит ширнармассы, но даже и любое сколько-нибудь сложное чтение. Предвзятые интонации обрываются, обнаруживая непонимание смысла, «нечастотные», «илитные» слова предательски норовят замениться «частотными», там и сям недостаёт дыхания до конца смысловых пассажей – короче, видеоблогирь не подготовилсо. Не открыл заранее книжку первостепенного (недавно переведённого из второстепенных) поэта, слишком понадеялся на свои выдающиеся навыки чтенья вслух с листа на родном языке.
А там тех навыков обнаружилось – как у школоты. На рыбью ногу.
Кстати – а читают ли сейчас русские школьники на уроках вслух стихи классиков, немногих наших классиков за недолгую нашу историю классики? Чтоб учительница поправляла ударения и интонации, ну и вообще оценивала (хорошо видный в ходе этого процесса) уровень понимания смысла? Я не про первоклассников, я про старших – читают ли?
Особенно прелестно спалилась культуртрегерская борода на строчках «В ней опять цветут науки,//Носит понт торговли груз». (Ну то есть, мне кажется, если бы ррусский истооорик и писааатель некоторое время посидел с лупой и словарями над строкою про понт, он бы понял её смысл и прочёл бы правильно, но тут надо было с листа, на том и погорел.) Сначала прочёл «Носит, поит» - ых, в «торговле» лишний слог, запнулся. И быстренько нашёлся, переиграл – прочёл с архаизированным ударением – «НосИт, поИт торговли груз» - и почесал дальше. Ничего, что хрюкнулось ямбом посреди хорея, хоть какой-то размер лучше, чем никакого. А что смысла нет – так это вообще его не... ээ, не смущает, и окультуриваемую паству не должно смущать.
Ведь смысл русской классической поэзии – в том, что она жэ русская классическая поэзия. Она беспроигрышный инфоповод для надувания православных, самодержавных и народных щёк.
|
</> |