О Наполеоне, о благотворительности, и о польских сердитых сиротках.
tataole — 09.02.2021Вот, многие французы борются сейчас с Наполеоном. Потому что колониалист и права женщин не уважал. Ну, что это такое -"Какую из женщин вы считаете достойнейшей? - Ту, которая родила больше детей". Что за дикое мужланство? Нет, конечно, корсиканцу эти дети были нужны в промышленных количествах, чтобы было кем воевать с миром - но кто-то в 21 веке всерьез намерен праздновать юбилей этого питекантропа на государственном уровне?! Это какой же пример детям!
Я, с одной стороны, взираю на это все с печалью, а с другой,- в чем-то даже и понимаю озабоченность,(хотя и не одобряю) Те горячие головы, которые предлагают сейчас вообще максимально засунуть на чердак все проклятое прошлое и начать жить с нового чистого листа, - за ними некоторая доля истины есть. Это я вам как бывший книжный ребенок сообщаю.
Если советский октябренок полагает, что лучший способ обращения с противником, это грохнуть его большим копьем, а потом проколоть сухожилия - и протащить тело вокруг Трои на колеснице, - получается некоторая пространственно-временная дисгармония. Даже если октябренок смутно догадывается, что никто не позволит ему так поступить с директором школы Евгенией Юрьевной, как бы Евгения Юрьевна на это ни напрашивались.
И в будущем могут быть проблемы. Например, взять мое отношение к филантропии. Я долго не могла понять, почему всемерно уважая людей, профессионально занимающихся благотворительностью, я стараюсь держаться от них подальше и вообще. Вот головой - очень одобряю, а на уровне всего остального организма - непостижимое отторжение.
Потом поняла. Ну что вы хотите, если я в детстве зачитывалась "Деревянными четками" Натальи Роллечек.
Маленькая польская девочка эпохи Пилсудского вместе со всей семьей была постоянным объектом внимания филантропических служб, и какими только сочными и яркими эпитетами она не награждает в своей книге дам-филантропок. Они с сестрой называли этих благодетелельниц "высохшими глистами" - и Наталья талантливо и живо описывает всю унизительность тогдашней филантропии.
Мне, пришедшей в Польшу тридцатых прямиком из эпохи Ахилла и Патрокла, сперва многое было непонятно. Мне казалось, что когда тебе добрые люди дают талон на майку от святого Юзефа и талон на кило крупы от святого Вацлава, да еще и банку "Овомалтина", укрепляющего твое чахоточное здоровье, то это по-любому круто, даже если с тобой при этом общаются свысока и пренебрежительно. А как еще общаться с человеком, у которого даже майки нет? В рабство брать и в жертву богам приносить, вроде, уже не принято...
Но потом талант польской писательницы одержал победу над моими сомнениями, и вместе с Натальей и Луцией я уже изо всех сил презирала все благотворительные организации мира , считая, что только так к этой сомнительной деятельности и надо относиться.
Так что потом, уже у Диккенса, встретив плеяду его блистательных филантропок "Холодного Дома", я улыбнулась дамам, борющимся за права колонистов Бориобула-Гха, как старым добрым знакомым . Миссис Джеллиби со своими товарками достойно пополнила коллекцию высушенных глистов пани Роллечек.
Так и закрепилось. Организованная благотворительность унизительна для всех участников, быть объектом ее внимания - нестерпимый позор, люди, которые ею занимаются - см. Н.Роллечек. Стервятники, упивающиеся своей властью над больными и слабыми, вампиры, питающиеся чужим страданием, ханжи и филистеры, зарабатывающие себе входной билетик в царство божье, дельцы, пристроившиеся в удобную нишу, жадные потребители благодарности, глупцы, не справляющиеся с собственными проблемами и ищущие утешение в решении чужих...
Мнение свое о массовой общественной благотворительности я с тех пор, конечно, поменяла. Какой идиот стал бы отрицать ее важность и спасительность? А вот на эмоциональном уровне какие-то предубеждения все равно остались.
Но все-таки я предпочту жить со своими дурными предубеждениями и в обнимку с империалистическим Наполеоном, чем окажусь на чистом листе. Ну их, эти ваши чистые листы, вовсе.