О мусульманах

топ 100 блогов new_rabochy26.02.2021 Давеча я нелестно высказывался о мусульманах и исламе, так что тов. О мусульманах romdorn заподозрил меня в расизме. Однако расизм тут не причём, поскольку ислам это вероисповедание, которого придерживаются представители самых разных расовых групп: европеоидов, монголоидов и негроидов. Вообще исламский мир велик и разнообразен.

Во-первых, там можно выделить светские арабские государства. Такими были Сирия до гражданской войны, Ирак при Саддаме, Ливия при Каддафи (который, несмотря на заигрывания с религией исламистом никогда не был), и сейчас являются Египет, Тунис и Алжир. Все эти страны до середины 20 века были колониями европейских держав, а после обретения независимости там пришли к власти прогрессистские элиты, впитавшие европейские идеи национализма и социализма. Они мечтали переустроить свою родину по образцу передовых государств, осуществить индустриализацию и социальную модернизацию. Их режимы были авторитарными и только так сдерживали бурлящую мусульманскую архаику. Именно они стали главными жертвами так называемой "Арабской весны". Однако пример избежавших срыва в исламизм Египта, Туниса и Сирии (на сколько можно судить Асад устоял) говорит, что такой тип далеко не ушёл в прошлое и будет устойчиво воспроизводиться.

Вторую группу арабских стран составляют монархии богатые нефтью. Это Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Кувейт, Оман, Бахрейн. Они являются главными спонсорами исламистских течений по всему миру и всячески поддерживали "Арабскую весну", поскольку видели в ней способ достижения лидерства среди мусульман.

Особняком стоят исламские регионы чёрной Африки – Сенегал, Мавритания, Нигер, Чад (там только половина населения мусульмане), Южный Судан, Сомали. Несмотря на сильное влияние арабизированных берберов и общее колониальное прошлое, они сильно отличаются от арабских соседей и даже конфликтуют с ними. Вспомнить хотя бы длившуюся десятилетия гражданскую войну в Судане, приведшую к разделению страны на арабо-мусульманский север и «чёрный» юг.

Совсем иной уголок мусульманского мира - полусветская тюркская Турция. Будучи самой промышленно развитой и сильной в военном отношении исламской страной, она долгое время не могла рассчитывать на реализацию своих внешнеполитических амбиций и претензий на лидерство именно потому, что являлась не арабской и слишком европеизированной.

Далее идёт Иран, также стоящий особняком. Во-первых, потому что наследник древней Персии. Во-вторых, потому что там господствует шиитская версия ислама. В-третьих, потому что, несмотря на исламскую революцию, местный политический режим ведёт активную экономическую и технологическую модернизацию своей страны, одной из самых развитых в исламском мире. Эти особенности делают его враждебным арабским суннитским государствам.

Кроме того можно отметить постсоветские исламские государства с их русско-советским культурным багажом и устойчивыми связями с Россией. Сюда примыкают и мусульманские народы, живущие в РФ.

Обособленной частью являются исламизированные части британской Индии - Пакистан и Бангладеш. Со своим индийским колоритом они мало чем напоминают даже соседнюю республику Иран, не говоря уж об арабах, хотя с последними у Пакистана тесные связи. По некоторым данным до 18 млн. пакистанцев ездят на заработки в богатые нефтяные монархии, которые к тому же финансируют пакистанскую армию ради исламской солидарности и в противовес Ирану.

Наконец, самое большое количество мусульман живёт в Индонезии, стране от ближнего востока и арабского мира совсем далёкой и в географическом, и в культурном смысле.

Причём среди этих макрорегионов я не упомянул «сложные случаи», вроде сирийских алавитов, Ирака и Йемена, исторически разделённых между шиитами и суннитами, или разноязычного Афганистана объятого бесконечной гражданской войной. Не касаюсь я и различных экзотических течений в исламе, так как не вникал в их особенности.

В последние десятилетия гуманитарные науки стараются отойти от европоцентризма, потому встречаются утверждения, мол в Средние века исламский восток был светочем культуры, не в пример прозябавшей в тёмных веках Западной Европе. Европейцы якобы переводили труды древнегреческих философов с арабского, потому что мусульмане лучше сохранили наследие античности. Стоит сразу отметить, что именно исламское нашествие эту самую античность и добило. Арабы были одной из последних волн варваров затопивших римское средиземноморье в 4-7 веках. Если бы они не потрепали Восточную Римскую империю, то Западная Европа куда полнее восприняла бы античное наследие у византийцев.


Тем не менее, в Средние века мусульмане действительно были открыты миру, а как иначе, ведь сам ислам тогда был новой религией. Они восприняли римскую, эллинистическую и, в особенности, персидскую культуру. На востоке они дошли до Среднеазиатских владений империи Тан, причём не только воевали с последней, но и учились у неё, восприняв три из четырёх великих изобретений Китая (компас, порох и бумагу). Именно через посредство арабов все три добрались до Европы. Многому научились мусульмане и в Индии, например освоили цифры, которые сейчас называют арабскими. Изобретённые на Индостане суда "дау" были усовершенствованы ими и оснащены латинским парусом. Мусульманские купцы заняли господствующее положение в торговле Индийского океана, сохранив его до 16 века.

В целом они создали оригинальный микс из разных культур и успешно развивали его. В средневековом мусульманском мире возникло не мало центров знаний. Например «Дом Мудрости» («Бейт аль-Хикма») в Багдаде. В 859 году принцесса Фатима аль-Фихри основала в Фесе (Марокко) первый современный университет. В университете, принимавшем как мужчин, так и женщин, было несколько факультетов и преподавалось множество дисциплин. В целом восточные учёные достигли не малых успехов в точных, естественных и гуманитарных науках.

Казалось бы мусульмане могли сами перейти к модерну, но не срослось. Во-первых, для Азии вообще и для мусульманского мира
в частности были характерны так называемые территориальные империи. Это были бюрократические государства созданные, чтобы противостоять угрозам исходящим от свирепых кочевников евразийских степей. Только империи могли мобилизовать ресурсы для создания и содержания многочисленных регулярных армий, снабжать последние оружием и снаряжением, обеспечивать необходимой инфраструктурой. Они создавали впечатляющие города и величественные монументальные сооружения, развивали культуру и науку. Способны были к созданию и освоению новых технологий, но старались этого по возможности не делать.

Всякое изменение воспринималось правящей бюрократией как угроза, потому она предпочитала слегка придушить торговлю и ростовщичество, зарегулировать ремесло и рыночные отношения. Доходило до прямых запретов. Известны примеры, как в Японии при сёгунах Токугава свернули массовое производство ручного огнестрельного оружия, до того весьма развитое. Китай отказался от собственного флота, который был одним из лучших в мире до середины 15 века. В Османской империи столетиями запрещали книгопечатанье. Первый печатный двор там появился в 1727 году, но что можно печатать определяли цензоры, потому за 70 лет выпустили менее 30 наименований книг. При этом в Стамбуле работало 80 тыс. переписчиков, более 10% населения города.

Логику бюрократов иллюстрирует рассказ иезуита посетившего Китай. Будучи свидетелем масштабных земляных работ он спросил чиновника, почему землю из котлована вытаскивают на носилках, ведь если оснастить работников тачками, то каждый сможет переместить тот же объём в одиночку. В ответ его спросили, а чем тогда заработают на еду остальные работники.

Империи, при всех своих достижениях, как могильная плита душили развитие, они модернизировались только перед лицом внешних угроз, ради выживания.

Когда с конца 15 века в Индийский океан начали прибывать европейцы, они очень быстро вытеснили соперников из морской торговли. Им помогли более мощные, вооружённые пушками корабли, поддержка собственных государств, всячески стимулировавших экспансию и, по всей видимости, более развитая кредитная система. Последняя возникла по мере легализации ссудного процента, который ещё в 14 веке запрещали Римские папы, но к 16 веку ограничения пали. Мусульмане же обложенные запретами ислама и лишённые поддержки своих правителей, подозрительно относящихся к нуворишам торговцам, проиграли. Когда же заработал морской путь из Европы на Восток континентальная торговля также захирела.

После промышленной революции Европа разорила и восточных ремесленников. Ещё на рубеже 18-19 веков Азия казалось европейцам сказочно богатым краем, а уже через 70 лет она стала страной нищающих оборванцев, продающих на базарах остатки былой роскоши.

В первой половине 20 века пришедшие в упадок мусульманские страны пытались освободиться от колониальной зависимости и модернизироваться по европейскому образцу. Носителями этих идей выступали военные, поскольку их в первую очередь посылали на Запад учиться. Не смотря на определённые успехи догнать развитые страны у них не вышло. В последней трети 20 века быстрый взлёт пережили петромонархии, но он был обусловлен лишь изобилием природных ресурсов и дружбой с США.

В целом мусульманский мир остался аутсайдером и тут из него попёрла такая архаика, которой нынче не встретишь ни у христиан, ни у кого другого. Всякие поборники чистого ислама, мечтающие уничтожать неверных и взрывать культурные памятники, потому что они де противоречат правилам ислама, террористы, фанатики и прочая дичь. Самое забавное что эти движения сами по себе порождение модерна, вернее реакция на него. Те кто потерпел неудачу пытаясь вписаться в цивилизацию обратились к сознательному, добровольному и воинствующему варварству.

Быть может исламским странам удастся преодолеть это поветрие и вернуться на путь прогресса, в противном случае они будут всё больше превращаться в заповедник дикости.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
30-05-2013 17:46 Лидер партии "Гражданская платформа" Михаил Прохоров выступил против усыновления детей однополыми парами. Об этом политик заявил на пресс-конференции на тему "Инициативы партии "Гражданская платформа" по решению проблем детства и сиротства". По словам политика, данный ...
  Многие обладатели современных гаджетов пребывают в твердой уверенности, что надежнее техники знаменитой американской корпорации Apple ничего нет. И отчасти это так и есть. Ни один смартфон не может сравниться по степени надежности и стабильности работы. Миллионы покупател ...
Углеродная нейтральность ныне превратилась в культ. О ней говорят и высшие чиновники российского правительства, обещая её достижение к 2050 году. А что это будет? В самом, что ни на есть низменном, продовольственном аспекте. С основы основ - хлеба, ржаного и пшеничного. Который в ...
Росавиация по поручению Путина ответила на письмо родственников жертв рейса MH17 с просьбой опубликовать радиолокационные данные. «Российская сторона еще в августе 2014 года, то есть сразу после трагедии, передала в Совет по безопасности Нидерландов (СБН) все имеющиеся данные первично ...
Сначала... мимолётный взгляд на искусство экстремального овцеводства, точнее: овцеводительства. Ниже, в коротком видео, этот взгляд разложится по горизонтальным векторам, хотя на самом-то деле по склонам, имеющим угол, то есть частично и вверх, по вертикали. Да, трёхмерный мир — это ...