О морозильниках, шипах и особенностях полнометражной анимации
sam_newberry — 08.12.2013 В рамках аниме-флэшмоба от jane_nipa посмотрел полнометражку Ibara no Ou (Повелитель терний) и, соответственно, вот её обзор. Обзор чертовски краткий и с лёгкими спойлерами - но иначе, простите уж, не получилось бы. Кому интересно - добро пожаловать под кат.Есть одна причина, по которой я с некоторым скепсисом отношусь к полнометражному аниме. Дело в том, что большинство японских авторов мультипликационных полнометражек не очень-то привыкли, как кажется, мыслить категорией "полтора-два часа экранного времени" и, такое ощущение, по инерции работают в русле телесериала и/или сопутствующих материалов к таковому. В итоге получается либо каша, либо вода. Первое - это когда в те самые полтора-два часа втрамбовывают полёт фантазии и сюжетные ходы, рассчитанные на сезон сериала (12-14 двадцатиминутных серий). В специальную коробку для переноски помещается двадцать четыре яйца, а если уминать ногами - то в сорок раз больше, ага. Второе - когда, затевая полнометражку, думают о ней, как о более длинной разновидности OVA или спешиала и, соответственно, сюжет штатной длиной в 20-40 минут растягивают на всё те же 90-120, заполняя возникающие пустоты пейзажными красотами и пыщь-спецэффектами (в лучшем случае) либо жеванием соплей и переливанием из пустого в порожнее (в худшем). Понятное дело, что всё это не относится к работам пряморуких мастеров типа Миядзаки, но Повелитель терний, увы, создан отнюдь не таковыми. Относится он к первой категории - той, где сериального масштаба сюжет уминают ногами. Начинается всё как классическая история с попаданием компании незнакомых и очень разных людей в критическую ситуацию. Это интересный и богатый жанр, так что я порадовался и настроился смотреть на то, как герои, продираясь сквозь неизбежные конфликты мировоззрений и приоритетов, движутся к общей цели - спастись. Однако тема развития не получила, буквально через пару сцен полностью угаснув. Герои как-то внезапно поладили друг с другом, и общий фокус повествования переключился на экшен "люди против монстров" - благо, поладившие герои как раз в этот момент весьма удачно обзавелись кучей пистолетов, автоматов и дробовиков. Правда, экшен-сцены в духе Обители зла тоже много места не заняли - почти сразу же основная тема поменялась на нагнетание и последующее раскрытие тайн и загадок произошедшего. Это, конечно, замечательно (я обожаю первые два сезона Lost, например) и всяко интереснее, чем тупое монстромесилово, но... Да, вы уже догадались - оно вышло тоже мимолётно. Нагнетание произвели галопом по европам, после чего сразу же приступили к раскрытию, и раскрыли всё и вся, выложив персонажам и зрителю подноготную на блюдечке буквально в одном монологе. Потом, конечно, был финальный твист, показавший, что кое-что из объяснённого на самом деле выглядит совсем не так - и этот твист есть, пожалуй, наиболее понравившаяся мне часть фильма. А после твиста было немного завершающей личностной драмы, которую тоже разрулили скоренько, не только не затягивая, но и не давая зрителю нормально ей проникнуться. В общем, это дело отлично бы смотрелось в виде сериала, причём серий не на двенадцать, а где-нибудь на двадцать четыре - тогда была бы возможность развернуть каждую из тем как следует, вместо того чтобы устраивать суматошный калейдоскоп, в котором эти темы лишь обозначаются, но не раскрываются. Конечно, снят фильм по манге, которая, как рассказывают читавшие её, тоже весьма коротка, поэтому проблема может быть не в экранизации, а в оригинале (тем более, в манге был ещё ряд героев и сюжетных моментов, не вошедших в фильм, так что она явно ещё более концентрирована). Но сюжетных недостатков итогового продукта это не отменяет.
Итак, дело происходит в начале 21-го века. В 2012 году (фильм выпущен в 2009-м) по миру начала распространяться загадочная болезнь, официально именуемая "синдром клеточного уплотнения", но более известная под названием "Медуза" - имеется в виду Медуза Горгона. Заразившийся человек в течение месяца-двух, пока длится инкубационный период болезни, не испытывает никаких неудобств, но когда болезнь переходит в активную фазу - погибает спустя несколько часов. Все ткани и жидкости его организма в считанные мгновения затвердевают, превращая больного в некое жуткое подобие статуи. Происхождение болезни, механизм её действия и даже путь распространения неизвестны, лекарства нет, смертность - сто процентов. На фоне потихоньку разгорающейся паники международная медицинская корпорация "Venus Gate" объявляет, что готова предоставить для полутора сотен заражённых свой комплекс для "холодного сна" - там больные смогут лежать законсервированными в криокамерах до тех пор, пока не будет найдено лекарство от "Медузы". Корпорацию, правда, подозревают во всяком нехорошем - в том числе и в том, что "Медузу" они же сами и создали - так что в мировых правительственных кругах предложение встречает настороженную реакцию.
Однако общественное мнение естественным образом благосклонно относится к возможности спасти хотя бы некоторых, так что проект начинает разворачиваться. Отобранных для заморозки больных везут в одинокий старый замок в Шотландии...
...под которым и находится огромный подземный комплекс, содержащий капсулы для криосна, разнообразную поддерживающую инфраструктуру и заведующую всем этим компьютерную систему A.L.I.C.E., способную управлять комплексом без участия живых операторов на протяжении не менее чем сотни лет - последнее гарантирует успешное сохранение жизни замороженных даже если весь персонал заболеет "Медузой", и комплекс на какое-то время останется без обслуживания.
Герои засыпают, затемнение, герои просыпаются. Ситуация, естественно, нештатная - персонала нигде не видно, половина освещения не работает, всё помещение оплетено какими-то лианами, покрытыми чертовски острыми шипами, а в лианах водятся различные кусачие твари.
Что случилось, сколько прошло времени и существует ли там, снаружи, человечество вообще - непонятно. Так что герои начинают путешествие по дебрям комплекса с целью как минимум выбраться наружу.
Дальше уже начинаются серьёзные критичные спойлеры (отмечу только для особо интересующихся, что мистики в фильме нет, только фантастика средней научности), поэтому закруглюсь с рассказами о сюжете и пройдусь лучше по техническим моментам.
Графика производит двоякое впечатление - с одной стороны всё прорисовано чисто и красиво, хорошо детализовано, с другой - компьютерная трёхмерность уж очень сильно выпирает местами. Модельки и текстуры уровня не кино, а среднебюджетной видеоигры. Кстати, ещё в процессе просмотра поймал себя на мысли, что вот именно в виде игры это всё смотрелось бы гораздо задорнее. Когда в происходящем на экране принимаешь участие, а не просто наблюдаешь со стороны, сюжетные банальности, провисы и дыры воспринимаются не так остро. Реально неплохой survival horror мог бы получиться, уж всяко не хуже Dino Crysis или Parasite Eve.
Есть ряд вкусных технических подробностей, касающихся оружия, но больше ничем особенным видеоряд не впечатлил - в целом смотрится он слишком стерильно, без изюминки.
А вот музыка мне, кстати, на удивление понравилась. Именно музыка - остальной звук, включая озвучку персонажей, на редкость бесцветен и шаблонен.
Смотреть? Ну, не знаю. Лично я о потраченных на просмотр двух часах не жалею, но рекомендовать всем и каждому не стал бы. Такой, знаете, типовой блокбастер, только не голливудский, а японский. Если хотите знать, как среднестатистические японские сценаристы представляют себе ДРАМУ и ГЛУБОКИЙ СЮЖЕТ, то Повелитель терний может дать об этом представление, развернув перед вами краткое и беглое, но довольно исчерпывающее слайд-шоу типичных тематических штампов. С другой стороны, в мире есть множество способов гораздо более приятно провести два часа своего времени.
Текущий статус - 66.898