
О мистическом в литературе и в жизни.

В детстве все любили сказки , особенно страшные , где Баба Яга наводила ужас на ребенка, который искренне верил в ее зловещее существование. В сказках происходили всамделишные чудеса и разные волшебные превращения. Но взрослые такие скучные , они уже ни во что не верят , а современный человек вообще стал крайне рационален , ему непременно "хочется во всем дойти до самой сути " , он неисправимый материалист , а истолкованное Кантом трансцендентальное , предшествующее чувственному опыту , вообще категорически отрицает. Есть латинское выражение : «Верую, потому что это противно разуму, ибо абсурдно .» Согласитесь , сколько бы мы ни узнавали нового и разумного , всё равно в итоге убеждаемся , что ничего не знаем об этом мире , и этот мир остаётся для нас тайной за семью печатями. Неслучайно Фауст продал душу Мефистофелю , чтобы овладеть всеми знаниями мира.
Поэтому в художественной литературе отражена тайная тоска человека по необыкновенному и загадочному. Интуитивно мы стремимся заглянуть за горизонт , но при этом оставить для себя в жизни какую -то тайну . Ведь почему роман «Мастер и Маргарита» такой загадочный? . Да потому что один из главных его героев — Воланд , который , как считают некоторые , самолично надиктовал текст рукописи писателю , никогда не откроет вам тайну своего существования. )) Чуть приоткрыть может, но вы все равно так ничего о нем и не узнаете. )) Поэтому он насмешливо отнесся к диалогу с Берлиозом и наказал этого самоуверенного атеиста, который не сильно противился намерению Ивана , собиравшегося послать самого Канта в Соловки. ))
Даже любовь без интриги становится скучной и однообразной . И поэтому произведения классической литературы , в которых происходят загадочные мистические события и волшебные превращения , как правило, имеют бешеный успех. Если говорить только о русской классике, то таким примерам нет числа. И что любопытно , русский хоррор возник на базе готического романтизма, когда повеяло свежими ветрами из Европы. Жуковский одним из первых написал свою балладу «Светлана» , где фигурируют все приметы хоррора : метель , гроб с мертвецом и с горящей свечой в изголовье , такой мистически ужасный сон видит героиня во время святочных гаданий о женихе . Позже у Гоголя грозный призрак Акакия Акакиевича ходит по Питеру , требуя у прохожих шинель, а ведьма летает на метле , собирая в рукав звёзды , и кузнец Вакула после беседы с колдуном Пацюком , лихо оседлав чёрта, мчится по небу в Петербург к самой государыне -царице за черевичками с её ноги для своей капризной невесты. Петербург вообще сам по себе мистический город.
А другая ведьма из его же произведений превращается из старухи в красавицу , летая в гробу по церкви, а в двери церкви уже ломится нечистая сила , но лишь только пропоют первые петухи, ведьма тут же как ни в чём не бывало укладывается в гроб. Но громкие молитвы и магический круг, очерченный Хомой, защищают его. О чем хотел предупредить Гоголь этим произведением? Внутренний голос подсказывал Хоме не смотреть на Вия, чтобы не дать ему дорогу в свою душу . По мысли автора , важно не дать черному духу ворваться в помыслы человека , особенно в святые минуты молитвы . У Гоголя даже в тех произведениях, где , казалось бы , нет места мистике, неожиданно появляются мистические мотивы. Так, Чичиков , скупающий души людей , в какой -то момент приобретает зловещие черты Дьявола, который обычно охотится за душами. Тема мертвой души для него вообще была сакральной. Нет числа легендам, как панически боялся Гоголь , что его похоронят живым, ведь над ним висело родовое проклятие. передающееся детям, и его предок якобы был похоронен живым. Поэтому он в тонкостях расписал в завещании, чтоб крышку его гроба не заколачивали. То есть, у Гоголя был свой воображаемый мистический мир, в котором он жил, и , видимо , ему стало там неуютно, его одолевали всевозможные страхи. И позже опять ходили зловещие слухи, якобы при перезахоронении выяснилось, что крышка гроба была исцарапана изнутри. )
А героиня романа «Мастер и Маргарита» становится ведьмой уже не просто так, а ради любимого. Волшебный крем помогает ей помолодеть , и она обретает способность летать , становясь невидимой и испытывая непередаваемую радость полёта и ощущение свободы. Будучи сыном профессора Киевской духовной академии , Булгаков писал свой роман около 12 лет и творчески переосмысливал учение Канта , философскую трагедию Фауст, главу Достоевского из романа Братья Карамазовы о Великом Инквизиторе , и вообще его роман создавался на базе философских учений Павла Флоренского, Владимира Соловьева и произведения Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса»
Полёты , кстати, не всегда были необходимым атрибутом нечистой силы, зачастую они выражали стремление человека к свободе . Мотив полёта присутствует в творчестве многих писателей и режиссёров. Так, Марина Цветаева писала о себе : "В купели морской крещена -и в полёте -своём непрестанно разбита." И позже : "И не на то мне пара крыл прекрасных Дана, чтоб на́ сердце держать пуды. Спелёнутых, безглазых и безгласныхЯ не умножу жалкой слободы. "А Анна Ахматова восклицала : "О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой . " А в фильмах Тарковского полёт часто означал особое состояние души и символизировал одухотворённую любовь, как это было в киноленте «Солярис», где взлётом отношений Крис и Хари является сцена в библиотеке, когда во время состояния невесомости на фоне прелюдии Баха , как в гипнотическом сне , они перемещались в пространстве вокруг картин знаменитых художников . Образ полёта присутствовал практически во всех фильмах Тарковского , но в этой лирической сцене означал слияние душ .
Для чего человеку нужна мистика. Может, это особый способ познания мира ? Почему мистические романы и фильмы пользуются такой популярностью.

|
</> |