![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcoma_nalgin1702317324481492448149_original.jpg)
О министерстве «розовых штанишек»
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![О министерстве «розовых штанишек» Oreshkin О министерстве «розовых штанишек» Oreshkin](https://ic.pics.livejournal.com/a_nalgin/17023173/2448149/2448149_original.jpg)
Сочинил прекрасный заголовок и подумал – поймут ли его те, кому ещё не исполнилось 40? Ведь это было так давно и, казалось, ушло навсегда ещё в «золотые нулевые». Причём за добровольно-принудительный уход была заплачена высокая цена.
Но всё вернулось вспять. И мальчишки в розовых штанишках снова на коне и в фаворе.
Мем этот сочинил первый и единственный вице-президент России, бравый усач Александр Руцкой. Так он обозвал команду вчерашних аспирантов и студентов, которых экс-колумнист «Коммуниста» Егор Гайдар поставил рулить нарождающейся рыночной экономикой. Их энтузиазм впечатлял, а уровень знаний – шокировал. Но, справедливости ради, тогда ещё никто не знал, как правильно перестраивать громоздкое социалистическое плановое хозяйство на столбовую дорогу к рынку.
Теперь, когда экономические знания доступны по настоящим учебникам, а не в кратком пересказе бывших критиков буржуазных политэкономических теорий, возврат к розовоштанным взглядам выглядит совершенным анахронизмом
Вот что сообщает известный в узких кругах экономист и аналитик Кирилл Тремасов, успевший поработать и в Министерстве экономического развития не на последних должностях.
С приходом Максима Орешкина в Минэк видение макропрогноза – наиболее важного экономического документа, выходящего из стен министерства – кардинально изменилось. Ранее он рассматривался во многом как технический документ, необходимый для аккуратного расчета бюджетных доходов и был в высокой степени независимым. А в последние пару лет он приобрёл целевой характер. Иными словами, #прогноз сейчас отражает желаемое видение экономики.
Например, Правительство очень хочет «инвестиционную модель роста», поэтому мы и наблюдаем 5%-й рост инвестиций на 2020 год. Но круглые цифры по инвестициям (2.0% в 2019 г., 5.0% – 2020 г., 6.5% – 2021 г.) выдают очевидный факт, что ставятся они на глазок, никаких расчётов, базирующихся на инвестпланах компаний и государства…, не делается.
Роль прогноза также изменилась. Максим Орешкин с приходом в Минэк заявил, что этот документ должен не только служить ориентиром для бизнеса (действительно, многие компании в свои бизнес-планы закладывают именно минэковские цифры), но и активно формировать бизнес-ожидания. То есть такая, своего рода, вербальная интервенция. Тезис был воспринят буквально, чиновники решили, что теперь Минек должен всегда говорить только о том, как у нас всё хорошо, и будет ещё лучше. И «заряжать» своим оптимизмом страну.
Подробнее о том, почему такой подход не работает и не может сработать в принципе – по этой ссылке. Я лишь отмечу, что подобный розовоштанный волюнтаризм, основанный на упрощённых и неверных представлениях о работе тонких экономических механизмов, совсем не безобиден. Он подрывает и без того хрупкое доверие к монетарным властям и к их политике. Подрывает в принципе. Даже к идеям и вещам полезным.
И это недоверие неизбежно выстрелит на ближайшем же крутом повороте внешней конъюнктуры. Которого, по многим прогнозам, ждать уже недолго. Соответственно, начнись сейчас новый кризис, он будет идти заметно тяжелее – как раз по причине слабого доверия экономических агентов к антикризисной политике властей.
Однако же, быть может, в этом поспешном уничтожении доверия и состоит истинная роль новых мальчишек в розовых штанишках? Но тогда во имя чего проводится #сейчас такое созидательное разрушение?
|
</> |