О мальчике, птице, смерти и творчестве
sketchschool — 19.09.2024Я очень хотела увидеть эту работу Миядзаки. Знающие люди писали, что именно в этой полнометражке он подводит итог своему творчеству, дескать, там сплошные аллюзии и т.д. В итоге пару недель назад я наконец посмотрела «Мальчика и птицу», и мне понравилось. Однако высказывать какие-то свои суждения я не торопилась, потому то не могла толком их сформулировать.
К счастью или сожалению, я не слишком хорошо знакома с японской литературой, культурой и мифологией. Мне неизвестно, основан ли вымышленный лабиринт мира, который показывает нам Миядзаки на какой-то японской традиции, вдохновлен ли он книгой, по мотивам которой снят мультфильм, или это личная находка художника. А может быть и все сразу. И все же я могу сказать, что «Мальчик и птица» больше вызывает у меня эмоции, нежели наталкивает на какие-то мысли.
Сюжет мультфильма — типичная история инициации, в ходе которой мальчик оказывается в вымышленном мире, созданным его двоюродным дедушкой. Там он встречает свою маму, заблудившуюся в лабиринтах башни много лет назад, там же спасает свою тетю и узнает некоторые вещи о том, как все вокруг устроено.
При всей фантасмагории сюжета лично для меня основной темой стало взаимоотношение творчества и творца. Каждый из нас, так или иначе создающих свой мир, может впустить туда другого и даже дать ему повлиять на что-то внутри, но никто из нас не сможет передать этот свой мир под чужую опеку. Все наши мысленные конструкты, наши чувства и память доступны только нам, и всегда уходят вместе с нами. Лично для меня это всегда было самым обидным в умирании: персонажи, которые существуют только в моем воображении, новые работы, новые тексты могут остаться несозданными и будто преданными мною. При этом все, что мы создаем, начинает жить собственной жизнью. Наверное поэтому художники настолько стремятся «наследить» в мире. Мы можем переставлять кубики так или иначе, а наши творения могут оказываться совсем не тем, чем кажутся, даже нам самим. Метафора с голодными попугаями, которые чуть ли не захватывают мир, а потом в реальности оказываются всего лишь стайкой милых маленьких птичек, абсолютно прекрасна.
Вообще оно, наверное, и неудивительно. Ходили слухи, что Миядзаки этой своей работой хотел подвести итог карьере и делу жизни, а человеку, создавшему «Ходячий замок», было чему подводить итог. Однако, увидев огромный интерес со стороны зрителей, художник решил работать дальше. В общем я вам советую посмотреть мультфиль, если вы еще его не видели, хотя бы просто как красивую сказку.
А о чем для вас был «Мальчик и птица»?
|
</> |