О культурном событии: эмоционально и полемически
frekennn — 17.01.2010 Споры вокруг «Все умрут, а я останусь» насчет «произведение ли это искусства или нет?», кажутся мне совершенно убогими. Талант там в каждой минуте и в каждом кадре, даже совершенно непонимающие искусство люди должны, кажется, уловить, с чем они столкнулись. Но нет, этот фильм, взорвавший нам мозг, говорят ярые противники «Все умрут…», – не произведение искусства. Окей, но какие ваши аргументы? «В фильме нет морали, чему хорошему он может научить, снят ради фестивалей и славы». Хаха. Смешно просто.Теперь Валерия Гай Германика сняла «Школу». И мир сошел с ума, особенно депутаты, которые выступили с инициативой запретить сериал к показу. Знаете, вот это тот самый случай, когда, в случае победы маразма, я выйду на улицу и буду активно митинговать со всеми другими, кто, несомненно, тоже выйдет. Так вот «Школа», как и «Все умрут, а я останусь» - правда. Да-да, смотрите на ваших детей и на учителей, которые их учат. Я вот смотрю. Размышляю над своими ошибками. Конечно, дети есть разные и школы тоже. Но и фильмы есть разные. Есть о проблемах, а есть фантастические. Этот фильм (и сериал) – о проблемах. Не хотите смотреть о проблемах, вставьте в проигрыватель «Гарри Поттера», делов-то.
Но вообще не об этом я хотела написать.
Хотела-то я высказать одну-единственную мысль: фильмы, конечно, ничему не учат.
Вот вчера на «Эхе» слушала И. Петровскую о «Школе». Петровская позиционирует себя как умную, образованную, все понимающую женщину, она отдает должное и «Школе», и «Все умрут…», хотя восхищаться ими не готова. Но вот какими словами она рассказывала о Гай Германике…. Мрак. Германике – 25 лет, у неё уже есть ребенок. Она взрослый человек. Живет самостоятельно. Зарабатывает на жизнь тоже. Снимает фильмы. Ездит на фестивали. А как о ней говорила Петровская? Свысока, как о ребенке, по-детски та, мол, на вопросы отвечала и понимала их по-детски (хотя простого ознакомления с интервью Германики хватило бы, чтобы не считать последнюю непонимающей, «кто ее учителя», чье направление она развивает). То есть и Петровская, и в программе у Гордона чувствовалось это разделение – мы и дети. И в детей попадала и съемочная группа. И степень уважения от этого падала…
Да что и говорить. В отрицательных отзывах на фильмы Германики так прям и пишут (что-то вроде): «Да вы на режиссершу посмотрите! Она же сама такая же! Не выросла ещё, не образованная, вот г… и снимает!». Да-да, снимает, чтобы люди увидели себя со стороны. Но они не видят. И продолжают не уважать человека на основании того, что он ребенок. Даже когда он уже вырос.