О критикующих родителях (почти памфлет).

Это повторяется из года в год, каждый раз одно и то же.
...Заканчивается занятие. Маленькие, такие трогательные в своих пестрых фартучках-нарукавниках, они радостно доводят до совершенства свои первые нехитрые гуашевые пейзажи, ставя в небе заключительный аккорд в виде огромного желтого сияющего шара с растопыренными лучиками-палочками. А потом бережно, на вытянутых, перепачканных красками, руках несут непросохшее сокровище к маме - показывать.
И тут в вышине раздается трубное:
- Ну и что это за мазня???
А далее:
- И посмотри, на кого ты похож? А руки-то!!! А на колготках пятно - ты что ли будешь отстирывать?
Трудно передать словами ужас и горькое разочарование в глазах "художника" в этот момент. Он начинает смотреть на рисунок совершенно другими глазами. И вскоре ему действительно начинает казаться, что плохо, мазня, грязь, и вообще - у него никогда не получится красиво рисовать, потому что он - НЕ УМЕЕТ. Так возникает отторжение, завершающееся убежденной фразой той же мамы: "У меня нерисующий ребенок, ему это неинтересно".
Что удивительно, она совсем не помнит того момента, когда назвала "мазней" первый его рисунок.
Не перечислить, сколько таких случаев прошло у меня перед глазами.
Активный, непосредственный шестилетний мальчишка, отходивший пару занятий и "уволенный" мамой из студии из-за того, что стены нарисованного им домика не стояли так же ровно, как у девочек-коллег...
Рыдающая второклассница, притащившая обратно свой чудесный натюрморт - весь в мерцании света и волшебных рефлексах: "Мама велела переделать, потому что здесь кри-иво..."
Школьница-подросток, умоляющая оставить рисунок в мастерской. "Мама все равно порвет. Она всегда рвет, когда ей не нравится"...
...Сколько я видела этих слез, волнений, рефлексий, сломанных кисточек и выброшенных в урну отличных рисунков - потому что "маме не понравится". Сколько слышала фраз от родителей - про кривые носы, кособокие фигуры, неудачные цвета и вообще полную халтуру - в адрес всяческой детской красоты, никак не соответствующей академическим канонам, но такой непосредственной, своеобразной и яркой...
И еще одна совершенно потрясающая фраза: "Ты, посмотри, как у всех красиво, а у тебя что???"
А потом наступает второе действие пьесы.
"Знаете, у него что-то пропал интерес к рисованию, мы больше не будем ходить в студию".
"Она почему-то категорически отказывается идти рисовать, как я ее не уговариваю..."
"Мы решили, что это не наше, будем заниматься спортом, танцами, музыкой и т.д...."
И каждый раз мне хочется напомнить, как все было, и вновь сдерживаю себя.
А здесь скажу. В стомиллионный раз.
Пожалуйста, дорогие взрослые, не поленитесь похвалить то, что ваши дети делают, даже если не за что.
Не можете найти хороших слов - лучше промолчите.
Порадуйтесь тому, что они вообще рисуют.
В шесть, семь и даже девять лет дети еще не могут писать как Веласкес или Серов. Просто в силу возраста.
Не нужно ждать, и тем более требовать от них шедевров.
Придет время, и они сами захотят и совершенства, и критики.
Или не захотят, потому что желание творить пропало гораздо раньше.
На мой взгляд, вышесказанное должно касаться любого детского творчества, да и спорта тоже, по большому счету, но в чужие епархии лезть я не стану.
Перфекционизм, заниженная самооценка, чрезмерная требовательность к себе и истерики на этой почве - лишь малая часть того, что может случиться с ребенком от постоянной родительской критики. О более "клинических" случаях психологи расскажут лучше меня.
А вы критикуете творчество собственных детей?
|
</> |