О конкурентных преимуществах.
gelena_s — 23.04.2016 Муж прочел комменты к прошлому посту и не удержался, даже написал немного.==================================================================
Тут Рыжая задала вопрос, и практически все ответили не в тему. Хотя внешне ответы выглядят прилично, все по делу. Правда, для соискателей есть одно утешение: мало кто из нанимателей сам разбирается в тонкостях этого вопроса. В том смысле, что к содержанию ответов тоже не прислушиваются, привычные штампы воспринимаются как обязательный, но почти ничего не значащий фон. А решение «берем-не берем» принимается совсем по другим критериям (в комментах, кстати, мелькнула эта мысль).
Казалось бы, ну и хорошо, что наниматель не прислушивается и еще меньше разбирается. Легче будет устроиться! Увы, только в том случае, если среди ваших конкурентов на рабочее место не найдется тот, кто по-настоящему умеет себя продавать.
Итак, что же такое конкурентные преимущества специалиста при трудоустройстве? Этот вопрос у Рыжей, кстати, не имел ограничения использования гугла и прочих вики, и всякий мог прежде, чем ответить, хотя бы для себя понять, что это такое. Вопрос-то простой: найдите в себе уникальность.
Так вот, я тут подумал, повспоминал проведенные консультации и вывел два уровня конкурентных преимуществ. Первый, самый простой, так сказать, экстенсивный. Он на поверхности, им «торгуют» все, и кому лень – тоже. Второй уровень – интенсивный, это уже посложнее, о нем догадываются не все.
И прежде чем описать оба уровня, я бы вообще обозначил границы, где искать эти самые преимущества. В большей части ответов идет простое перечисление… стандартных требований к работнику. Исполнительность, обучаемость, бесконфликтность (совершенно идиотское определение, абсолютно бессмысленное. Но его используют, потому упомяну.) и проч., и проч., и проч. Так вот преимущества ищите за этими границами. А это означает, что прежде, чем искать собственные преимущества, определите с максимальным допуском те «типа стандартные» требования, которые предъявляются к работникам. Управлять хаосом? Работать в постоянном дедлайне? Стрессоустойчивость? Бессмысленные, противоречивые и абсолютно аморфные требования? Работать за троих, получать за полчеловека? Пардон, но это все норма. Во всяком случае, примерно в 146% отечественных компаний. Возьмите свою текущую работу, «ухудшите» вашу рабочую неделю в два раза и получите те самые границы, за которые вам надо выйти.
Конечно, я утрирую, но суть в том, что, не зная (или не признавая их) устоявшихся рамок, требований и традиций, вы не сможете увидеть собственную уникальность. Те же, кто это сумел сделать, тоже редко идут дальше первого уровня уникальности, экстенсивного. Они просто демпингуют. Работают не за троих, а за пятерых, и тому подобное. То есть, расширяют те самые рамки. Это и есть преимущества первого уровня. Понятно, конкуренция… Но что вам с того?
Ага, что же такое преимущества второго уровня? Так сказать интенсивные? Это тоже то, что выходит за рамки, но не количественно, а качественно. То есть, другие, якобы не имеющие прямого отношения к основной профессии, качества и способности. Это то, что может расширить вашу зону влияния. И ответственности тоже. Да, ответственность у нас навешивают запросто и так, но здесь у вас есть шанс самому выбирать, за что отвечать, а за что нет и иметь к этому соответствующие навыки.
Самый простой и распространенный пример преимуществ второго уровня – это смежные профессии. Ага, то самое «и швец, и жнец». Только грамотнее: у вас есть основная профессия, которой вы владеете, скажем, почти в совершенстве и смежная, которой владеете хуже, но при случае можете кого-то заменить, можете проконтролировать качество работы, как минимум, владеете семантикой. Самое удивительное, что практически нет людей, кто бы не владел несколькими смежными специальностями, но так же мало тех, кто это «продает» как свое преимущество. «А что, мона было?»
Следующий, более продвинутый вариант преимуществ – это вообще как бы посторонние навыки и знания. Водитель с психологическим образованием, дизайнер с бухгалтерским, программист с медицинским. Мало ли какими дорогами судьба нас привела в текущую профессию. Но очень многие не только не могут «продать» свое
Следующий уровень сложности – хобби. И я сам, и многие другие ответственные товарищи категорически запрещают писать о своем хобби в резюме. Раскрывать не буду, это много букв. Просто примите как данность. Но в собеседовании вопрос может всплыть, мало ли какие идеи движут конкретным нанимателем. Так вот, уметь связать свое хобби с профессией, «продать» как конкурентное преимущество тоже важно. Справедливости ради, здесь у народа есть некоторые устоявшиеся штампы: «на рыбалке я отдыхаю от работы, так сказать, набираю сил перед забегом». Наивно, конечно, но прокатывает. Но иногда это сделать непросто, например, врач-охотник. В ЖЖ даже есть пример J.
И, наконец, высший пилотаж: продавать свои «недостатки». Сижу дома с ребенком, новичок в профессии, перерыв в стаже 50 лет, да и возраст «не тот». Понятное дело, что восприятие наших некоторых качеств как недостатков вещь сугубо субъективная. И такое упражнение будет полезно хотя бы тем, что вы пересмотрите свое отношение к себе же. А в качестве бонуса увидите свои настоящие конкурентные преимущества.
Вот.
==============================================
А с моей стороны продолжение вопросов: попробуйте еще раз описать ваши преимущества, уже с учетом вышесказанного. Тем более, в выходные есть чуток времени. Если физиология засбоит – подышите, поприседайте, приведите себя в норму… и продолжайте!
Возможно, ваши ответы не изменятся, а возможно, наоборот, радикально поменяются. В общем, поработайте на себя!
|
</> |