
О конфликтах в соцсетях и вообще


K конфликтам в соцсетях я отношусь, как к любым обычным бытовым конфликтам, пытаясь понять, чем же я людей разозлил, сам того не желая. В своё время я почувствовал огромное облегчение, что это моё отношение разделяет и такой уважаемый мною мыслитель, как Джордан Питерсон. Мне трудно просто to take it easy. Обычно первым делом я начинаю искать ошибки и пороки в себе, но не всегда их обнаруживаю. Выходит, что конфликт был запрограммирован не неверными (речевыми, в контексте соцсетей) поступками, а несoвместимыми типами личности. То есть его было никоим образом не избежать, не потеряв самоуважения.
Мои родичи с одной из родительских сторон, люди с насквозь советским автоматизмом этических обоснований своего приспособленчества, главным из которых выступaет страх (чеховское "как бы чего вышло!") и паническая боязнь открытого противостояния в осознанном конфликте (главный императив этого паттерна: "Не высовывайся!"), говорили и продолжают поучать: "Молчи, будь похитрее!" В моём понимании, такая изворотливсть, это держание злобной фиге в кармане при угодливо-сладостной для начальства мине, и создала презираемый мною с детства образ советского двоемысла. Который, ах, потом не понимает, "а его-то за что посадили, он ведь всегда был только за, всегда одобрял и гневно осуждал, кого прикажут!"
Противоположностью такой позднесоветской "культуры двоемыслия" (этот псевдо-термин условен, разумеется, за неимением пока лучшего) является народившаяся в постсоветские десятилетия "культура (эмоционального) наезда", которой буквально пронизаны российские художественные сериалы, в общем, неплохо отражающие психограмму "простого человека". Sapienti sat. Сам я вырос именно среди "простых людей", при случае не упускающих попрекнуть меня моими университетами, "горем от ума", и советующих "быть проще" (обожаю этот бесплатный совет!), поэтому я знаю, о чём говорю. Конечно, в чистом виде таких "культур" (в значении типичных для целых групп людей поведенческих паттернов) нигде нет. Но всё же они распознаются, сохраняясь и выражаясь в поведенческих стратегиях и речевых автоматизмах.
Все эти предварительные размышления наводят меня на мысль о неизбежности конфликтов и войн в человечестве, что бы там ни твердили наши коты Леопольды или доморощенные буддисты, желающие одним скачком и без особых жертв перепрыгнуть весь десяток "бодхсаттва-бхуми" (уровней бохисаттв). Такова наша природа: мы все разные, и иногда наши мирочувствования абсолютно несовместимы. И этого не решить никаким идеологическим пацифизмом или пораженчеством, в какие из религиозных одежд его ни ряди. Иногда войны необходимы для избавления от "дурной крови", к сожалению. Хотя наша замечательная цивилизация придумала и такую вещь, как формальная любезность и избегание конфликтных тем. А также принцип молчания там, где слова могу ранить. Но это не всегда работает. И всё же лично мне милее презираемая в России "фальшивая западная улыбка" и переход к беседе о погоде, нежели такой очень русский порыв в случае конфликта немедленно порываться "набить морду", свойственный, увы, и некоторым известным университетским преподавателям.
|
</> |
