О классике

топ 100 блогов chto_chitat19.03.2010

Не кажется ли вам, господа, что классика в нашем обществе подается как-то неправильно?

Много говорится о том, что люди очерствели, стали бездуховны и перестали ценить классику, предпочитая ширпотреб. При этом подразумевается, что человек, читающий сложные классические произведения - ценитель, эрудит, образованный, культурный, высокодуховный и т.д., соответственно, он выше остальной толпы. Но ведь современная жизнь задает определенный ритм, и большинству людей проще почитать легкое чтиво в метро или сортире, и не потому, что они такие плохие, а просто нет времени на серьезные произведения. Однако литературный снобизм псевдоинтеллигентов смотрит на это с укором.
На ум приходит противоположности Штольц и Обломов. Штольц - практичный мужчина, человек дела, действия, реалист, однако, бездушный. Обломов - лодырь, лежебока, аморфная масса, но при этом любитель размышлять о высоком.

Подразумевается, что в школе классика изучается с целью не только общего развития, но и воспитания человеческих качеств. Так вот, тот же Обломов всегда (не знаю, правда, как сейчас) подавался как положительный персонаж, а Штольц - напротив. То есть, в детские головы вбивалась мысль, что предаваться глубоким думам, лежа на диване - это правильно. Вопрос - нужна ли нам такая классика? Или все же здесь минус тем, кто изначально неправильно истолковал мысль автора?

О мыслях и истолковании. Вы никогда не думали, что очень многое в разговорах о классике надумано и притянуто за уши? В той же школе каждое произведение обсасывается со всех сторон - цель произведения, идея, что хотел сказать автор, какие литературные приемы при этом он использовал, что он хотел выразить такой-то фразой героя и многое другое. В этом ключе сейчас модно нападать на современных авторов, мол, нет литературности, стилистические ошибки или же вовсе нет какой-то стилистичности, характер героя невыразителен, неясно, что хотел сказать автор и т.д.

А, может, автор и не хотел ничего сказать? Возьмем, к примеру, Достоевского. Он был заядлым игроком, много проигрывал и, нуждаясь в деньгах, много и быстро писал. И я очень сомневаюсь, что он хотел донести до нас множество мыслей, как утверждают любители разобрать произведение по полочкам (иначе - поперетирать воздух).

Так, может, не надо вбивать в голову школьникам такое количество информации, ценность которой еще и можно оспорить? Не стоит, быть может, клеймить других лишь потому, что они не придают такого огромного значения книгам на все века, а читают книги-однодневки? Кстати, некоторые классические вещи в свое время считались низкосортным чтивом.

Тем, кто захочет покидать в меня камни - я прочитал почти всю русскую классику, да и современного немало, многое изучал, разбирал, сопоставлял, наблюдал и т.д., поэтому в состоянии делать свои выводы.

Я не против классики, я против навязывания и стереотипов.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
 Заявление Русского Общественного Движения в связи с убийством Юрия Буданова krylov 10 июня, 19:18 10 июня на улице в центре Москвы, на глазах у жены и прохожих несколькими выстрелами в упор был убит полковник Юрий Буданов. В 2003 году Юрий Буданов был ...
В это времени на территории союзного государства. Судя по всему перед нами практически намек на возможности альтернативы, причем намек весьма недусмысленный. ...
Институт Гэллопа просвещает воинствующих атеистов 1. Мировые социологические исследования Института с 2005 до 2006 года показали, что религиозные страны имеют более низкие показатели самоубийств . 2. Глубоко религиозные люди всех вер - более ...
  Я не Сартр, нет, но не знаю, какие у вас впечатления, а мне тошно. Тоскливо и тошно. Чтобы мне не много писать а вам читать - кластерами: 1. Комбаров показал себя во всей красе - очередной колченогий "талант", который не может нормально ...
О Николае Пржевальском – и немного о лошади его имени 12 апреля 1839 года родился Николай Пржевальский – исследователь, который у широкой публики ассоциируется, преимущественно, с лошадью своего имени – но об этом позже… Дальний предок будущего путешественника, ...