О казусе Долиной
artyom_ferrier — 03.12.2025
Все обсуждают «эффект Долиной» - ну и мы с Женькой как-то коснулись. Благо, оба юристы. Ну, она вполне себе действующий «лоер-беспредельщик», в смысле, международник, а я — когда-то тоже Юрфак МГУ заканчивал, и даже кюном понта ради заделался.
Но в последнее время, конечно, мы стараемся пореже соприкасаться с российской «правоприменительной системой», а когда всё же — не на её условиях.
И казус Долиной — довольно яркая иллюстрация к тому, почему нежелательно соприкасаться с российским «правосудием» на его условиях (и без гранатомёта на плече).
В чём там суть, в двух словах?
Как утверждается, на Долину вышли какие-то негодяйские мошенники и так запудрили мозги, что не только убедили перевести им все накопления, но также продать квартиру, а выручку — тоже перевести им.
Ну и вот Долина обратилась во вполне легальное агентство, разместила объявление, приманила вполне легальную ничего не подозревавшую покупательницу, которая честно отвалила больше ляма баксов — а Долина отказалась освобождать квартиру, заявив, что это была «спецоперация», и сделка фиктивная, притворная, «по поручению органов для поимки преступников» (потому что именно так ей рассказывали мошенники).
Естественно, было заведено уголовное дело на этих негодяев, и кого-то там даже поймали — из мелкой сошки на подай-принеси, и кто-то уже откинулся в СИЗО, - но в целом концы утеряны, денежки тю-тю.
Что ж, состоялся суд, который признал «порок воли». То есть, что Долина действовала в изменённом состоянии встревоженного и обманутого рассудка, не осознавая сути своих действий и характера заключаемой сделки.
На самом деле тут можно поспорить, правомерно ли применять эту норму, из ст.177 ГК, именно к продаже квартиры.
Что Долина переводила деньги мошенникам — да, там есть порок воли, если на самом деле это не была «спецоперация», а Долина была ими обманута.
Но продавая квартиру — она, вроде бы, вполне понимала, что именно продаёт квартиру. Не говоря уж о том, что это всё-таки не бабушка из глухой деревни, а весьма успешная артистка, и вокруг неё есть люди, которые занимаются её юридическими делами, и конкретно в этой сделке, по квартире — фигурировал вроде бы вполне вменяемый помощник, который и показывал покупательнице хатку.
Но ладно. Суд решил, что Долина в тогдашнем своём помутнении не могла заключать сделку — значит, её надо отменить.
И в этом случае во все времена во всех юрисдикциях действовало правило двойной реституции.
То есть, всё возвращается на круги своя, и каждая из сторон получает обратно своё. Долина — квартиру (из которой так и не съехала), покупательница — свои деньги (которые, как было подтверждено записями из банка, вполне были переданы).
Но поскольку денежки Долина уже перевела хрен пойми кому — суд принял решение, которого никто не ожидал даже от российского «правосудия».
Ну, что уголовного правосудия в России фактически нет — это уж давно ни для кого не новость, но считалось, что гражданское — всё-таки есть. Всё-таки хоть как-то претендует на хоть какое-то следование российским же законам.
Замечу, они, законы в России, не только в путинское время, но всегда писались очень хреново, невнятно, двусмысленно, с совершенно школярской юридической техникой — будто бы намеренно создавались так, чтобы работать тем пресловутым «дышлом». Во всяком случае, после 1917 года отечественные законы — всегда были, по большей части, филькиными грамотами, сравнительно с теми системами, где всё же предполагается выполнение законов.
Но тем не менее последствия отмены сделки, при условии добросовестности обеих сторон, вполне очевидны даже из российских законов, и подразумевают именно обоюдную реституцию, и всегда принимались такие решения в подобных случаях.
Но здесь суд (и первой инстанции, и в кассации) пошёл на совершенно беспрецедентный шаг и заявил, что, поскольку Долина уже сплавила денежки мошенникам, то вот пусть кинутая ею покупательница и судится с мошенниками, когда их поймают, а Долина — не при делах.
Такого — действительно не было никогда и нигде, со времён царя Хамураппи (да и в его времена не было, поскольку его законы, хотя местами и чересчур суровые по нынешним меркам, но всё же довольно прозрачные и осмысленные).
Неудивительно, что это вызвало изрядное возмущение даже в таком смирном и придушенном обществе, как нынешнее российское.
Юристы же — просто хватаются за голову и выражаются с такой экспрессивностью, что не рискну воспроизвести (столь многоэтажная терминология не поместится в этом бложике).
Женька говорит: «Если б у нас было что-то похожее на «правоохранительную систему», то для начала Долину следовало бы привлечь как подозреваемую в соучастии в мошенничестве. А в соседние камеры — усадить судей, выносивших решения в её пользу».
Морщусь: «Жень, ну ты всё же цивилист. Будь «уголовницей» - знала бы, что не сидят в соседних камерах певицы и судьи».
«Какая разница! Но я в жизни не поверю, что Долина могла вот так просто спустить «нажитое непосильным трудом» каким-то телефонным разводилам. Ей что, не с кем было посоветоваться вот во все эти месяцы? Я скорее поверю, что это прикрытие для вывода капиталов. Вот только зачем было кидать покупательницу квартиры?»
«Вот именно, - говорю. - Устраивать скандал, привлекать внимание. И при этом — остаться в той же квартире, вместо того, чтобы умчаться вслед за капиталами. Нет, не похоже это на «прикрытие вывода».
«Но всё равно не поверю, что Долиной, с её-то штатом помощников, могли вот так запросто морочить голову, напевая про «участие в полицейской разработке».
Тут, однако, возникла мысль.
Ей-богу, я не пытал никого из знакомых ментов на эту тему, поэтому моё предположение — совершенно «обывательское».
Но что если допустить, что Долина, когда её стали осаждать мошенники, закономерным образом связалась со своим юристом, а тот — посоветовал сообщить в органы?
И что, если, с определённого момента, это и была «полицейская разработка», где Долину попросили о содействии, вполне настоящие менты попросили, и гарантировали, что всё под контролем, что никто не пострадает, но вот надо только делать вид, что выполняешь указания злодеев. В том числе — продать квартиру. Чтобы органы — могли отследить каналы переправки финансов, вплоть до самого «гнездовья» тех мерзавцев.
А дальше?
Ну вот, допустим, что менты действительно были уверены в своих силах, в своих ресурсах, что им действительно удастся всё отследить и быстро вернуть деньги — но, как говорится, «что-то пошло не так».
И если действительно была такая операция с участием Долиной (в числе прочего - «доверенное лицо С-ликого») - то она, вероятно, санкционировалась и курировалась на весьма высоком уровне.
И если операция провалилась, если мошенники умудрились умыкнуть деньги прямо из-под носа у ментов (как делал раз за разом Абдулов в кинофильме «Гений») - конечно, это некоторый «пердюмонокль».
Если Долину заставить теперь расплачиваться с покупательницей — она может, используя связи, поднять такой скандал, что мало не покажется. И будет иметь право, если фактически её принудили переводить деньги, и сделали это не мошенники, выдающие себя за ментов, а настоящие менты, гарантировав целостность и сохранность бабла.
И что делать ментам?
Из своих средств заплатить за свой косяк?
Но всё-таки там речь, в общей сложности, о нескольких сотнях лямов рублей, и, возможно, ментовское начальство сочло предпочтительным как-то порамсить с судейскими, чтобы пока вот никаких выплат никому не присуждали, вплоть до поимки мошенников.
Насколько реально ментовскому какому-нибудь генералу надавить на суд?
Ну, надавить — вряд ли, а договориться, «чисто по-человечески» — всегда можно, чего там ни прописывай про «разделение властей» (уж тем более в России оно никогда не работало).
И это я уж не беру в расчёт такие варианты, что «товарищ майор самоотверженно погнался за курьером с деньгами, и доблестно задержал, но курьер успел разжевать и проглотить все банкноты, а товарищ майор, чувствуя свою вину, решил уволиться из органов на остров Бали».
Пожалуй, это даже для современной России было бы слишком «беспределом». И не потому, что «противозаконно», а потому, что - «не по чину берёшь». В смысле, так уж нагло крысить бабло у публичной фигуры, к тому же «доверенного лица» - никакой товарищ майор не рискнёт (и товарищ генерал не рискнёт — они нынче тоже садятся пачками).
Но вот что менты уговорили Долину подыграть в их операции и облажались, профукав все мильоны — в это я могу поверить.
А тогда — и в решениях судов появляется если не «юридическая логика», то хотя бы — намёк на «житейское обоснование».
|
|
</> |
Организация и проведение свадьбы: главные нюансы подготовки торжества
Пафиопедилум. Мир орхидей
Подборка смешных комментариев и картинок из социальных сетей за ноябрь 2025
Иллюминаты приносят детей в жертву в ритуалах восемь раз в год
Сталин и СССР начала 1950-х глазами врагов (10 карикатур)
ХОРОШАЯ ЗАЗЕМЛЯЮЩАЯ ПЯТНИЦА
Испания. Segovia
Советский комикс. «Гришутка-разведчик» (1968)
Субботнее фото. Из серии "Московские монастыри"

