О гностицизме

Неизменно точный в
наблюдениях френд выделил основное в обильных бормотаниях
либеральной старушки: "Что касается тюрьмы Абу ГРей, то там не
сидят поэты, инженеры, врачи и люди типа русского талантливого
мученика писателя Варлаама Харламова.(Почитайте его книги,
познакомьтесь с его творчеством!!!)".
Милая такая,
эльфозная старушка, а то, что она Кургиняну чего-то не того желает,
- так это дело житейское. Мало ли, в конце концов, чего читатель ей
в ответ мысленно пожелает... Может, и вовсе диареи.
Правда-правда - не стоит
особенно ополчаться на тех, кому не нравится Кургинян, Моцарт или
Достоевский. А вдруг у человека в детстве учитель математики
был злющий, двойки ставил - и точь-в-точь походил на
Кургиняна.
Или со вкусом проблемы.
Но вот бабушка проговорилась,
сформулировала свою основную идею - и места для благодушия не
остается.
Оказывается, есть люди и
люди.
Одних, что бы они ни совершили, сажать в тюрьму нельзя, это
преступление и ужас, а других - запросто. И даже пытать. И даже в
чужой стране. И виновность-невиновность здесь, оказывается,
совершенно не при чем. Сказано же: "поэты, инженеры, врачи и люди
типа русского талантливого мученика". А вовсе не "невинные".
Известно же - в отношении "талантливых" вопрос о виновности может
ставить только нерукопожатное быдло. Сколько раз мы это слышали:
"Она поэт, ее нельзя судить!", "Нельзя допустить суда над
журналистом!" И даже - по радио! - совсем восхитительное: "Платона
Лебедева поместили в камеру, где содержатся пятьдесят человек!"
Ужас-ужас. Для Платона, значит, ужас, а для остальных сорока девяти
- в самый раз.
И все становится ясно.
Перед нами не просто бабушка-старушка с соответствующими возрасту
изменениями в коре головного мозга. Перед нами - либерал.
О чем бы либералы не
заговорили, это - есть люди и люди - звучит у них
всегда. Не страшно, если неприспособившиеся к рынку вымрут, - они
ведь неприспособившиеся... Нельзя позволять голосовать быдлу,
которое проголосует за что-нибудь не то... Мальчиков на Манежке
надо было безжалостно отстреливать - это гопота... И так далее.
И это не просто родовое
пятно, маркер идеологии - это ее основа, которая гораздо глубже,
древнее и серьезней любых сиюминутных идеологических масок:
экономический либерализм, неолиберализм, неоконсерватизм...
Но чтобы это отчетливо
увидеть, придется немного отступить.
Ничто не возникает на
пустом месте, все рождается из чего-то. Любая устойчивая идея имеет
генезис, развитие и основу - опирается на какую-либо традицию.
Конкретное наполнение меняется в зависимости от эпохи со всеми ее
сиюминутными запросами, но основа - структура,
матрица, этакий скелетик идеи или, если угодно, бланк, который
заполняется разными чернилами и разными словами, но остается все
тем же бланком, - сохраняется в случае преемственности всегда.
Есть одна такая очень древняя
зараза, постоянно выпускающая все новые и новые ядовитые побеги.
Никогда ничего хорошего на этих побегах не вызревало, всегда -
злоба, угнетение и бездушие; в самом - не то что лучшем, но -
растянутом случае, случае капитализма - изощренное угнетение, и
самое худшее еще впереди, это я вам гарантирую.
Имя этой заразе -
гностицизм.
Даю слово В. Соловьеву,
который сам был не чужд, но описал полно и четко: "Г. характеризуется непримиримым разделением между
Божеством и миром, между образующими началами самого мира, наконец
между составными частями в человеке и человечестве."
(рекомендую прочитать полностью, статья небольшая).
Итак, следуя Соловьеву,
выделим основные признаки, структуру гностических учений.
1. Отправное положение. Мир - случайный набор разнородных
элементов, лишенный цельности и высшего смысла. Цельности и смысла
лишено и все, что в нем возникает. Соответственно, холистический
подход исключается. "Родина", "цивилизация", "культура" -
иллюзорные понятия, придуманные для чьей-то выгоды.
2. Мир начисто лишен духовного начала и способности изменяться к
лучшему. "Ничто из низшего в мире не возвышается, ничто темное не
просветляется, плотское и душевное не одухотворяется." Те искорки
духа, которые в него попадают, ничего в нем не способны осветить и
изменить; их дело - самим сохраниться.
3. "Цель мирового процесса и истинное благо всех существ состоит в
том, чтобы каждое знало исключительно только себя и свою сферу, без
всякого помышления и понятия о чем-нибудь высшем."
4. Отрицание единства человечества. Люди изначально и необратимо
делятся на три (по сути - две) принципиально разные группы: высшие
("духовные") и низшие ("телесные"). Вот это, можно сказать,
маркер. Там, где вы встречаетесь с подобным - ищите гностические
корни. (Помните? "Человечество будет разделено на две неравные
части по неизвестному нам параметру, причем меньшая часть
форсированно и навсегда обгонит большую; ... далеко не каждый Гомо
сапиенс пригоден для такого превращения."(с) Вот-вот.)
Посмотрев внимательно на эти четыре
пункта, мы видим, что никакой теологии как необходимого элемента
эта структура, собственно, и не требует: в соответствии с ней может
быть построена и вполне секулярная идеология. Оно и понятно:
Божество известных нам древних гностиков никак не связано с земной
жизнью, а значит, его можно не принимать в расчет. Или, если
взгляды эпохи этого требуют, можно и теологию подогнать.
Первой последовательно гностической
идеологией Нового времени был кальвинизм; в большей или меньшей
степени это относится и ко всем протестантским течениям, ставшим
основой капитализма. И не приходится удивляться, что идейным
наследником протестантизма стал воинствующе-атеистической западный
либерализм: Бог, у которого в отношении людей все заранее решено и
который ничего не меняет - это мертвый бог, его вполне можно
выкинуть из схемы. Секуляризм был запрограммирован изначально.
Кальвином был внесен поверхностный, но
очень существенный для дальнейшего элемент: он связал избранность с
богатством. Тут можно говорить о влиянии других не менее древних и
не менее отвратительных культов. При этом, что характерно,
требование аскезы по отношению к "избранным" осталось на месте.
Впоследствии, в разных течениях либерализма эти элементы
("духовности" как основания избранности, богатства как
признака избранности, признания или непризнания необходимости для
"избранных" аскезы) варьировались в разных сочетаниях. Но
индивидуализм (см.пп. 1-3 схемы) всегда оставался
основой.
Немецкий нацизм, унаследовав
от кальвинизма идею принципиального разделения людей на разряды,
дал ей другое объяснение - расовое. Кургинян, кстати, считает
нацизм последовательно гностическим учением. Тут бы я поспорила.
Нацизм отвергает индивидуализм; идея случайности и бессмысленности
сочетания элементов, составляющих мир, ему чужда. Чужда и мысль о
принципиальной неизменяемости мира к лучшему. Нацизм проповедовал
единство и стремление к идеалу - в своем, уродливом понимании,
конечно, но тем не менее. Я бы отнесла его к числу эклектичных
учений со значительными гностическими заимствованиями. Таких Новое
и Новейшее время знает много.
Если нечто имеет скелет гиены,
пахнет как гиена и оставляет гиений кал - есть все основания
считать, что это гиена и есть, даже если она выкрашена в голубое с
намалеванными ромашками. Западный либерализм - законченное
гностическое учение; думаю, здесь даже не надо ничего доказывать и
иллюстрировать: все очевидно.
И всякого рода деления на
"избранных" и "быдло" будут в нем вылезать всегда, с
необходимостью. И, по мере развития, - во все более и более
жестокой форме. Полагаю, у него будут (и уже намечаются) идейные
преемники - еще более жестокие.
Пока мы эту заразу не выжжем на
корню.
И если, когда я писала о
манихействе, меня спрашивали: "А что здесь плохого?" - и
приходилось объяснять, то здесь ничего объяснять не надо.
Чудовищная картинка не изменяемого к лучшему мира, в котором
"быдло" не учат и не развивают, а все глубже закапывают вглубь
"чисто телесного" существования, говорит сама за себя.
А теперь совершим обратный путь - от
глашатаев "индивидуальной свободы" через протестантизм и давшие ему
начало гностические ереси Возрождения - к тем мрачным глубинам
прошлого, откуда все это выползло. Эллинистические гностики и
иудейские оккультисты I века нашей эры едва ли были первыми.
И те, и другие ссылались на древность своей традиции. Тем не менее,
ни один устойчивый, жизнеспособный культ древности не носит явных
гностических черт - ученые не могут сойтись ни на одной версии.
Если корни были (а они наверняка были - из ничего, на пустом месте
развитое, практически законченное учение взяться не может!), то они
прячутся во мраке тайных, темных, еретических по отношению к любой
религии культов.