О фильме Триера "Рассекая волны"( комментарий к Наташиной теме) .
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Малиновый звон колоколов благостно плывёт над маленьким городком , заглушая тяжёлый звук поминального колокола . Звучит как ответ Бога мятущейся душе героине, которая улетает сейчас , спокойно рассекая волны, в иной мир и которую Создатель наконец успокоил и исцелил от одержимости бесами, как когда- то Марию Магдалину.
«Рассекая волны» -психологическая драма об истории чистой любви Бесс . И снова загадочный и спорный образ вечной Сонечки Достоевского . Для одних это юная светлая душа , положившая свою чистоту на алтарь любви , для других - жертва с глубоко надломленной психикой . И где та ускользающая грань между величием её подвига самопожертвования ради любви и почти шизофреническим по своей сути мазохизмом ? Можно ли одной верой в исцеляющую силу любви , пройдя через очищающий огонь греха, спасти другого человека? Может ли святая любовь раболепствовать и затаптывать себя в грязь даже ради такой высокой цели ? И благословит ли Бог такое чувство? Все эти вопросы внутренне терзают героиню фильма, обычную девушку , полюбившую впервые в жизни и в итоге уничтожившую себя ради этой любви.
С её любимым случается несчастье, и он с наивной жестокостью влюблённого мужчины требует от неё немыслимой жертвы - спасти его ценою собственного падения в моральную пропасть. Понимает ли Ян , на какую нравственную муку обрекает жену , требуя от неё жертвоприношения , которое означает полный отказ от самой себя и уничтожение собственной личности .
Начинается фильм с почти документальной съёмки , скупо подчёркивающей блеклость жизни героини на фоне религиозного ханжества , и неудивительно , что любовь , становясь для неё по контрасту невероятным по силе чувством, эмоцией на разрыв аорты , неудержимо захлестывает ее и переходит в патологическую зависимость , в итоге заканчиваясь самоуничтожением .
В фильме явно прослеживаются аллюзии на образы Сонечки Мармеладовой и Марии Магдалины.
Всплывает в памяти знаменитая фраза : «Кто без греха , пусть кинет в неё камень .» И поэтому я отказываюсь судить героиню. С неё и так оказалось довольно той чаши горя , которую она вынуждена была выпить ради любви. Она не могла любить по- другому , любить для неё означало принадлежать любимому без остатка и положить всю жизнь на алтарь этого чувства.
В фильме , как всегда у Триера , много удачных авторских находок : сквозной мотив разговора Бесс с Богом , внезапное аллегорическое явление колоколов , совершенно прозрачные аллюзии на библейский сюжет , когда героиню , подобно Марии Магдалине , забивают камнями. Но , как мне кажется , в этот раз автор отказывается от своей излюбленной эквилибристики изобразительными новаторскими приёмами в пользу глубины поднятой им проблематики , достойной трагического накала романов Достоевского и имеющей свою внутреннюю силу , не требующую дополнительно кричащих внешних эффектов . Эту глубину органично дополняет проникновенная и достоверная игра актёров .
|
</> |