О фильме "Ирония судьбы"


Что такое "великое произведение искусства"? Это нечто новаторское,
гениальное? Ну, это может быть, но мне кажется, что определяющим
фактором служит степень культурного влияния, а новаторство - это
уже как получится... Что новаторского в Толстом или Чайковском? При
желании можно в них это найти - особый обстоятельный психологизм у
первого и вывод балета на новый уровень у второго - но это, по
сути, не причина, а следствие того, что оба титана русской культуры
оказали колоссальное влияние. В сущности новаторами они не были, но
это не делает их менее значимыми. Стоит ещё обратить внимание, что
"великое произведение искусства" не обязано всем нравиться. В наш
век массовой культуры приходится отдельно указывать и на это...
Кстати, и у Толстого, и у Чайковского было и есть масса хейтеров...
Великое - это не поп-блокбастер, не хит одного сезона, не высокие
кассовые сборы в первую неделю показа. Великое порой рождается не
замеченным современниками, хотя может и прогреметь хитом, но это
будет хит, к которому не теряется интерес так долго, что он
становится культурным явлением. Великое произведение искусства
создаёт не автор, а народ. Автор может создать трижды гениальное и
новаторское произведение, но если над ним не поработают критики,
ценители и публика, если народ не впитает в его в тело своей
культуры (которое с натяжкой можно назвать "менталитетом") - то
никакого великого произведения не явится свету.
Сегодня хочется поговорить о великом фильме "Ирония судьбы или "С
лёгким паром"!" Этот фильм нравится не всем, не всем симпатичны его
герои и их поступки, но все мы должны мириться с его культурным
влиянием и с традицией его показа 31 декабря каждого года. Фразы
уже ушли в народ, а музыка Таривердиева своими грустными джазовыми
клавишами уже навеки запечатлела летящий снег над Ленинградом.
Лично мне этот фильм очень понравился в детстве, потом был период
некоторого отторжения, но с некоторого времени он мне вновь стал
нравиться. В этом фильме нет положительных персонажей, но это и не
то произведение, где в принципе можно выделить положительных и
отрицательных персонажей. В этом отношении он, кстати, очень даже
жизненный, так как в реальной жизни очень редко можно встретить
людей однозначно злодейских или героических, положительных или
отрицательных... Жизнь - не литература и не фильм, она не
героецентрична и не выводит морали... С последним мы сами должны
самостоятельно справляться.
В последний раз я посмотрел его, как и полагается, 31 декабря
прошедшего года и снова увидел в нём нечто новое - а именно, он
может быть блестящим примером положений трансактного анализа.
Напомню - трансактный анализ рассматривает человека как комплекс
эго-состояний, в котором особенно чётко выделяются детское,
родительское и взрослое эго-состояния. И вот мы смотрим на Женю и
Надю, которые говорят то с возвышенным тоном советской
интеллигенции, то блюдут условные приличия, то играют и дурачатся
друг с другом, как дети... Особенно резко и быстро переключения
эго-состояний у Жени Лукашина. Сначала он, в силу своего опьянения,
вообще из этого состояния почти не вылезал и сразу показал свою
суть игривого или капризного, но в целом добродушного ребёнка.
Потом мы видим, как пульт управления Лукашиным переходит то к
неловкому советскому интеллигенту, то к задумчивому лирику, а то к
достаточно уверенному в себе, нагловатому и хамоватому дамскому
угоднику. Исходя из последнего становится ясно, что Женя Лукашин не
так прост и, возможно, даже имел немало случайных половых связей -
должно быть на рабочем месте. Он и с Галей своей там познакомился.
Впрочем, режим "дамского угодника" в случае Жени по сути мало
отличается от "детского" режима. Думаю, что неспроста Надя работает
учительницей, которая умеет ладить с детьми. Стремительное
сближение героев можно объяснить только тем, что они в глубине души
давно хотели найти кого-то, с кем можно полноценно поиграть в эти
детско-эротические игры. Вспомните хотя бы эпизод с одеванием сапог
- не месте Жени невозможно представить Ипполита, который постоянно
озабочен тем, насколько солидно он смотрится со стороны... Ну и,
конечно же, если бы Галя с Ипполитом повели бы себя чуточку иначе,
то ничего бы и не было. Истории бы не вышло, воскликни Галя в
телефон что-то вроде: "Ты живой, слава богу! Приезжай скорей!
Может, надо выслать денег?" Но нет, не таковская Галя, она начала
упиваться своей обидой, так же, как и Ипполит начал корчить
возмущённое достоинство. Демонстративно уходя и кидая трубки, они
подготовили саму возможность того, что произошло.

Есть мнение, что в этом фильме оправдывается предательство. Я так
не думаю, хотя сама ситуация стремительного разрыва прежних
отношений и начала новых действительно очень неловкая, некрасивая с
точки зрения общественной морали... Для меня это фильм о
взаимопонимании людей, которые контачат друг с другом в условиях
жёстких правил, специфических паттернов, строго заданных шаблонов.
Общаются так, чтобы быть в собственных глазах и глазах Другого
правильными и при этом внутренне тяготясь этими рамками - особенно
в том случае, если по каким-то причинам не укладываются в эти
рамки. Надя оправдывается перед Ипполитом, а Женя оправдывается
перед Галей... Видно, что у них в целом сложился такой тип
отношений, в которых один доминирует в силу своей как бы большей
правильности и - главное! - в которых нет подлинного доверия.
Почему Женю и Надю потянуло друг к другу? Потому что они друг с
другом обрели внутреннее разрешение быть менее правильными и более
естественными. Они смогли общаться друг с другом не как правильные
люди, а как дети - а это бесценно. Ипполит попытался донести до
Жени мысль, что так нельзя, никакого детского поведения... "Для вас
нет ничего устоявшегося, ничего законного, ничего святого! Такие
как вы верят не в разум, а в порыв! Вами движет не разум, а
чувство, импульс!" Разумеется, такие как Ипполит не могут
признаться даже самим себе, что ими тоже движет импульс - импульс
закомплексованного, зажатого человека, который прячет себя за
маской правильности, маской, которая давно стала не средством, а
целью. Разума в этой маске немного, в ней есть программы
"правильного" поведения, которые к разуму прямого отношения не
имеют. Сбросить её Ипполит смог только из-за отчаянья и изрядной
дозы алкоголя, когда была знаменитая сцена в ванной комнате...
Показался несчастный, обиженный и потому довольно мстительный
мальчик, в котором столько зависти, тоски и боли, что его
становится очень жалко. Трагедия Ипполита - это крушение стратегии
"правильности", несостоятельность его маски. Как нередко бывает,
его трагедия является одновременно и его шансом.

Вообще, несмотря на совершенную легкомысленность сюжета, в фильме
чувствуется некий трагизм. Отчасти он навеян грустными песнями, но
не только... Между строк я вижу в нём идею неспособности людей к
подлинной близости, изолированность друг от друга, неспособность
выйти за круг своего экзистенциального одиночества. Конец фильма -
это счастье как чудо, счастье вопреки, счастье одного момента без
гарантий будущего, счастье как бунт против устоявшихся правил и
норм, счастье под тишину молчания шокированных людей, под их
изумлёнными или осуждающими взглядами... Именно трагичность придаёт
фильму утончённости и глубины, без которых он был бы просто нелепым
фарсом.
Б.Мединский
17.01.2023