рейтинг блогов

О фарисействе и рукоположении

топ 100 блогов serge_le17.06.2022

В радости о Пятидесятнице самое время поговорить о... рукоположении и священстве.

Как известно, все исторические Церкви (доэфесские, дохалкидонские, католическая, православная), а так же англиканские, лютеранские и старокатолические важное место в своей доктрине и практике отводят институту священства. Притом важным (а большинстве случаев – и важнейшим) правилом осмысления законности и правильности совершения посвящения во священство считалось рукоположение (или руковозложение, греч. - хиротония), совершенное по принципу Апостольского преемства.

Апостольское преемство, помимо преемства учения, предполагает непрерывность цепочки рукоположений (хиротоний), восходящую к самим апостолам. Тот человек, который не имеет этого рукоположения, не является священником – будь он хоть профессором богословия. А если он рукоположен по принципу апостольского преемства с соблюдением формальных правил (не будем распространяться о них сейчас), то он настоящий священник – даже если он скорбен умом и беден сообразительностью.

Не все православные богословы согласны с тем, что апостольское преемство по своему существу сохраняется вне Православия (т.е., вне истинного учения), но наличие формальной (технической) Апостольской преемственности обычно не оспаривается даже самыми консервативными и нетерпимыми из них.

О фарисействе и рукоположении

Мы не знаем, возлагал ли Христос руки на апостолов, передавая им право «вязать и решить» (см.: Мф. 18:18). Но мы достоверно знаем, что сами апостолы это право передавали своим ученикам именно посредством возложения рук (см.: Деян. 6:6, Деян. 13:3, 1Тим. 4:14, 2Тим. 1:6, 1Тим. 5:22). С самых древних времен именно через рукоположение осуществляется апостольское преемство иерархии, передающееся от одного епископа другому, из поколения в поколение вплоть до наших дней, и от наших – ко времени наших потомков. И именно наличие апостольского преемства рукоположений становится основным критерием для распознания истинности Церкви. Наличие такой иерархии с таким преемством является в нашем общем понимании тем «минимумом», который должно продемонстрировать сообщество верующих для того, чтобы претендовать на право называться Истинной Церковью – той самой, которая одна, поскольку Христос один, а она есть Его Тело (1Кор.12:27). Истинной Церкви не может быть без истинного священства. Для истинного священства мало иметь апостольское преемство, но без этого преемства истинному священству не бывать.

Новозаветное священство, как мы видим, в этом моменте радикально отличается от ветхозаветного. Если вы помните, в Ветхом Завете левитами могли стать только потомки Левия, а священниками – тоже потомки Левия, но еще и обязательно из рода Аарона. Т.е., священство было наследственным, а «истинность» принадлежности ко священству тогда устанавливалась по факту принадлежности к определённому роду.

Христос не происходил из священнического рода, поэтому Он не мог передать Своим учениками священство Аарона, пусть даже самыми «нетрадиционными» способами передачи – Он им Сам не обладал. Прочтите с пятой по седьмую главу Послания к Евреям и вы увидите, что апостол Павел говорит, что Христос – первосвященник не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека, царя Салимского, священника Бога Всевышнего, который встретил Авраама и благословил его как старший младшего (см.: Быт.14:18). Т.е., новозаветное священство исторически (только исторически!) – это священство еще более древнее, чем ветхозаветное, и не связанное генетически с ветхозаветным. Стоит заметить, что первые попытки отождествить Мелхиседека с явлением Божественного Логоса были предприняты уже Филоном Александрийским. http://levit1144.ru/forum/20-11177-1

Перемена священства ожидаемо принесла и перемену культа как такового. Впрочем, уже сам новозаветный культ во всем его многообразии так или иначе сохранил свою формальную связь с культом Закона Моисея по принципу отношений несовершенного прообраза и совершенного идеала.

Несводимость и внеположность апостольского преемства чина Мелхиседека к плотскому генетическому факту виделась некоторым церковным писателям именно тем моментом, в котором духовное священство Мелхиседека превосходит священство Аарона. На это обращали мое внимание и мои учителя. Но сегодня я хочу рассказать вам о том, о чем многие не знают и о чем даже не подозревают.

На самом деле учение о рукоположении как каком-то преемстве, которое определяет ценность рукоположения практически в готовом формальном виде было сформировано… фарисеями и к тому времени, когда уже проповедовал Господь наш Иисус Христос.

Как известно священство Аароново во времена Иисуса в наибольшей и наивлиятельнейшей своей части было представлено саддукеями. Саддукеи, пребывая в непременной коллаборации с римскими оккупантами, с их помощью захватили религиозную власть в стране и узурпировали Храмовое богослужение. Фарисеи пребывали в жёсткой конфронтации с саддукеями и породили собственную систему авторитетов: институт «старцев», старейшин (греч. Πρεσβύτερος) – неформальных духовных лидеров, влияние которых не зависело от родословной, но всецело (якобы) обеспечивалось их личными качествами и… рукоположением (סְמִיכָה, «смиха» - рукоположение), свидетельствовавшим о наличии этих качеств и следующих из них прав.

Согласно фарисеям, священство священством (у него история обряда введения в должность), но первую хиротонию, и притом вне священства как такового, совершил сам пророк Моисей, посвятив Иисуса Навина возложением рук на голову (Чис. 27:22–23; Втор. 34:9), отчего тот «исполнился духа премудрости», которым обладал Моисей (Втор. 34:9). Моисей также посвятил 70 старейшин (т.е., старцев, пресвитеров), которые помогали ему в управлении народом (Чис. 11:16–17, 24–25); эти старейшины посвятили своих последователей – и так непрерывная преемственность смихи от Моисея продолжалась по одним оценкам до времени Второго храма, по другим до IV-V века н.э., по третьим – вплоть до времени Маймонида (XII в.). Я думаю, что верен второй вариант – все истинные фарисеи перешли в христианство.

Смиха тоже была градуированной и подразумевала посвящение на разные должности, как минимум некоторые из которых были иерархическими: например, рукоположение в члены синедриона мог получить только тот, кто уже имел более простое посвящение. С разрушением Храма и исчезновением валидного священства «старцы» фарисеев остались единственными авторитетами, а за последователями фарисейского иудаизма единственно закрепилось звание евреев.

«Во времена Иехуды ха-Наси (II-IIIвв.) было принято постановление, согласно которому любые религиозно-законодательные решения, в том числе и относящиеся к чисто церемониальным законам, могут выносить лишь те, кто получил специальную смиху (Санх. 4:2). Полная формула смихи звучала следующим образом: Иоре? Иоре. Ядин? Ядин. Яттир? Яттир («Может ли он решать? Он может решать. Может ли он судить? Он может судить. Может ли он дозволять? Он может дозволять»)». Вот вам и власть «вязать и решить»! Кстати, получившие рукоположение наделялись и «ставленнической грамотой» - Хаттарат хораа (буквально «дозволение выносить решения») — документ, удостоверяющий соответствующую квалификацию его владельца и наделяющий его правом исполнять должность раввина, включая судебные (вязательно-решительные) функции в рамках своей общины.

Посвящение происходило в присутствии трех старейшин; первоначально смиху давал посвященный учитель своим ученикам (Санх. 1:3; Санх. 1:3, 19а), и, вероятно, рукоположение апостолов Иисусом Христом «внешне» могло выглядеть как заурядное явление в иудейской религиозной жизни. Впоследствии с увеличением влияния вавилонского эксиларха (глава еврейской общины в Вавилоне) каждую смиху утверждал он. Смихи, произведенные вне его «канонического» поля, не признавались.

На территориях, относящихся к самому Израилю, рукоположение производилось с предварительного согласия наси (местного этнарха), уже обязательно происходившего из рода Гиллеля, который сначала мог давать смиху по собственному усмотрению, но затем — лишь совместно с Синедрионом. Смиха могла быть дана только учеными (евангельскими «книжниками») на территории Израиля ученым, которые во время посвящения находились в Израиле; поэтому вавилонские книжники зависели в этом отношении от коллег Израиля и, если не имели правильной смихи, носили титул рав, а не рабби. Кстати, институт наси исчез после смерти Гамлиэля VI (ок 426 г.) - что сделало, с точки зрения некоторых, невозможным смиху в дальнейшем... https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0

Мы видим, что в фарисейские представления о смихе пусть и формально, но соответствуют нашим представлениям о хиротонии: у иудеев имелись сформированные представления о рукоположении как способе связи и передачи полномочий, были представления о ценности непрерывности рукоположений и вос(нис)хождения их к определенному лицу; в талмудической литературе были сформулированы «канонические» требования к поставляемому, заявлена необратимость и неизгладимость смихи, и даже говорилось об особой одежде рукоположенных…

Как и по каким каналам фарисейская традиция повлияла на христианскую мне сказать трудно. Может, это связано с тем, что Сам Господь, заметно не соглашаясь с саддукеями, больше критиковал не учение фарисеев, а самих фарисеев за их лицемерие: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф.23:2-4). Апостол Павел легко мог назвать себя фарисеем и не думаю, что он притворялся и лжесвидетельствовал о себе на суде (см.: Деян.23:6).

Первые два века христианство в некоторых своих очагах развивалось именно как иудео-христианство – до тех пор, пока на иудейскую обрядность (субботы, кашрут, микву, обрезание) окончательно не была наложена анафема – даже если они понимались как необязательная для всех местная культурная традиция, не имеющая сакраментального значения.

Зато появилось римское, греческое, коптское, армянское, сирийское и прочие виды христианства – все они взаимно не признавали друг друга и имели неприемлемые для других традиции, но все они, такие разные, были едины в своем неприятии того, что условно называют иудо-христианством. Выжили и неплохо сохранились разные культурно-исторические типы христианства, а еврейский тип – нет, он не выжил и не сохранился.

Однако фарисеев по-прежнему полно – правда, они, за редким исключением, больше похожи на свои реальные евангельские и исторические прототипы не своей ученостью, а все тем же лицемерием и... удивительной способность грузить других неудобоносимостью бремени всякой фигни.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Основан на советах диетологов и нутриционистов Рейтинг известных диет, но не по скорости сброса накопленных килограммов, а по полезности для организма, опубликовал в январе ...
Я смотрю, процесс раскола оппозиции, начатый Владимиром Лукиным с его знаменитого письма Медведеву, идет полным ходом. Предложенная им стратегия развала, по всей видимости, принята наверху. Митинг на Триумфальной 31-го июля хотят разрешить. Но ...
Опытный человек, чей хлеб — интерпретировать и разъяснять выступления руководящих лиц, безусловно, найдет в интервью В.В. Путина начальникам трех телеканалов самые разные темы и сюжеты, могущие представлять интерес... ( http://www.izvestia.ru/news/504167 ...
В России полыхают пожары. В моей родной Нижегородской области сгорело более 500 домов, 14 человек погибли, тысячи остались без крова.Власть оказалась абсолютно не готова к разгулу стихии. Однако Путин и Медведев используют трагедию для ...
Обращаю внимание читателей на следующее: в подводном флоте фашистской Германии было 40 000 моряков, не вернулись из плавания 30 000. Das Boot is one of the most gripping and authentic war movies ever made. Based on an autobiographical novel by German World War II photographer ...