О доносах.

Свекор работал в шахте, парень был очень видный и с хорошо
подвешенным языком. Мой муж родился в ее первый год
замужества, а свекра забрали в армию. Тогда брали еще и
в двадцать один, в двадцать два. Тем более шахта
тоже что то мудрила и , видимо, им обещали бронь.
Но потом бронь дали только тем, у кого двое детей ,
или есть один и беременность. Кстати, потом мне
как то свекор , выпив, жаловался, что если бы
свекровь решилась бы сразу родить второго, то он бы был с
семьей, а не потратил бы три года впустую. Армию он как
полезное время никак не воспринимал. Если что- это все
шестидесятый год.
А свекрови надо было доучиться, потому они с сестрой нянчили
моего мужа посменно. И тут кто то из преподавателей ей все
таки помог. Юру оформили в детский санаторий для ослабленных
детей. Считайте в круглосуточные ясли. На почти два
года. Свекровь с дрожью всегда вспоминала, что он всех
женщин в белом халате называл - мама, а ее -тетя.
И вот тут я и помню, как стали обсуждать вопрос с крещением. И то, что мою свекровь тогда и исключили из кандидатов в члены партии.
И тут первый вопрос я тогда задала- а для чего она этим самым кандидатом стала то? Она ответила просто- ее выбрали и ей сказали.
Ну так то да- она училась , работала ( жить на что то надо же с ребенком, а не сидеть на шее у сестры) , , замужем , с ребенком, муж в армии- прям образцовая кандидатка. Да и красавица к тому же, чеуж. В общем без нее ее женили. Она то даже на том собрании не была. Ей реально не до того было- каждую свободную минуту к ребенку бегала. Но тут пошла какая то эпидемия местная, дети стали болеть и умирать. И тут кто то из соседок таки сказал, что стоило бы окрестить, ну на всякий случай. Они с сестрой и окрестили. На дому.
А через неделю ее вызвали в партком. И с треском из кандидатов исключили. Чему она скорее обрадовалась, чем огорчилась. Тем более на учебе это никак не отразилось. И на отношении ее знакомых тоже. Ну кроме того, что подруги назвали дурой за то, что она не поискала " проверенного священника", а обратилась к тому, про кого " все знали". Городок то маленький.
Так что это вот все и про тогдашнее отношение к религии у людей с сельскими корнями в городской жизни, которых тогда было большинство. Не вера, а набор ритуалов " на всякий случай". Особенно с детьми .
Кстати, она потом таки и нашего старшего без моего ведома окрестила. Тогда мы с мужем всерьез с ней поругались. Но не из за крещения , а из за самовольства и еще пары глупостей, с этим связанными. Хотя я так то понимала- сын болел, лечение помогало мало тогда. Ей помочь хотелось. Но вот тогда, в восемьдесят седьмом, все уже было официально, в церкви, и народу, по словам брата мужа, которому тоже за это от Юры досталось, было очень много. И узнали мы о крещении , потому как соседи поперли с подарками по этому случаю….
Правда, если говорить о крещении мужа в его младенчестве, то мы тогда с мужем выдвинули версию, что доносу дали ход потому, что кто нибудь из парткома , небось, клинья подбивал. И думал, что ему обломится, от растерявшейся красавицы то…. . И явно не ожидали, что та тихо и спокойно признается, что да - виновата и недостойна…. Свекровь после этого звдумалась … таки сказала, что очень может быть…. .
Ну а если говорить о моих родителях, то там мой отец как
замвоенкома и парторг и так получал на стол списки тех, кто "
соблюдает ритуалы". Так что ни о каких ритуалах внашей
семье речь не могла идти вообще. Слишком дорогая цена была
для них. Для меня вся эта история показательна тем,
что поколение моих родителей по факту не верили уже в
бога, но и не особо верили в " руководящую роль
партии. А просто вынужденно принимали правила игры.
И вот тогда доносов то было совсем не густо. Бывали, но
сильно меньше, чем до войны и сразу после. Как вы
думаете- отчего так?
Почему в шестидесятые и в семидксятые все так затихли с доносами то?
|
</> |