О добродетели учёного
edgar_leitan — 05.06.2023Мне сказали, что "гордыня присуща как духовным, так и учёным". На что я ответил следующее:
"В области научной деятельности нет такого выделенного понятия, как "смирение". Смирение -- это слово из вокабулярия из совершенно иной области, нежели наука. Учёный вовсе не обязан быть "смиренным", он должен прежде всего быть компетентным, знающим в своей области. "Смирение", как и прочие, теологические добродетели учёного (вроде "веры, надежды и любви") -- это экстрадивидент.
Учёный, которому свойственно кичение своей учёностью или конкретными научными достижениями, может кому-то быть неприятен в бытовом плане. Но его учёности (в случае scholar) или качества научных открытий (в случае scientist) это не умаляет.
Смирение, если исходить из немецкого слова Demut, это религиозный хабитус, предполагающий "служение" (твари Творцу). Латинское слово humilitas, под одной из распространённых этимологий, предполагает близость к земле, к гумусу, т. е. к почве, что включает и память смертную. Однако такие внешние знаки, как "потупленный долу" взор, тихий голос, отказ от прямой конфронтации с идиотами и прочее, всё то, что что люди склонны принимать за смирение, есть всего лишь перформанс смирения.
Этот перформанс смирения -- совершенно того же качества, что и нашивание францисканцами в Средние века искусственных заплаток на своё орденское одеяние (хабит), сшитое из дорогих тканей, что являлось лишь перформансом бедности для постороннего глаза.
|
</> |