о диалогах
mmekourdukova — 06.06.2012Диалог Церкви и
культуры
По-моему, совершенно дикое словосочетание.
Отношения между Церковью (или любой религией вообще) и её культурой смело уподоблю отношениям между личностью и одним из её органов – рукой, ногой, челюстью, кишечником или печенью. Культура вообще не имеет самостоятельного бытия, она – всего лишь доступное чувственному восприятию выражение того, как человек осмысливает себя самого и свои отношения с миром видимым и невидимым. И, стало быть, корень культуры – религиозный, она – только производное от религии. Для любителей занимательной филологии и красивых созвучий паки реку: не от культа, как решил Павел Флоренский, а от религиозной веры напрямую.
Ну, и какие же позиции возможны в отношениях между личностью и её органом? В норме личность своим органом пользуется для жизни, обычной такой, ненапряжённой, естественной жизни. Пользуется им и отвечает за него, питает, греет, очищает. А орган личности верно служит, вот и весь диалог.
Случается, что орган начинает жить своей особой
но прекрасной жизнью – тогда его лечат. На диалог
похоже, но всё-таки с очень большой натяжкой.
Или, если орган совсем уж расшалился и даёт метастазы направо и налево, его ампутируют. Вот этот удалённый орган – он уже, собственно, и не орган, а просто кусок гниющего мяса. Давайте, ведите с ним диалог, он будет в ответ только смердеть. Непрерывно. Пока не сгниёт или не засохнет окончательно.
Правда, возможен ещё вариант – личность в диалоге с
печенью или кишечником какой-то другой личности. Тоже красиво и
целесообразно.
Или ещё так – некая личность А свои, скажем, лёгкие не
лечила от небольшой простуды, а ампутировала и бросила. А другая
личность В их себе подшила, удачно подшила, они прижились,
работают на В, а вот эта А, которая те лёгкие не
лечила, теперь, значит, диалогирует с ними. В смысле -
думает, что диалогирует.
Во всяком случае, если верить медиа, Церковь в лице своих официальных мыслителей и в самом деле думает, что есть такая штука – диалог Церкви и культуры.