О детской букинистике

топ 100 блогов baxmyp-ka15.12.2022 Последние год-полтора я мало что писал в своем журнале. Спешу сообщить, что причина этого – вовсе не угасшая страсть к собирательству. Наоборот, никогда еще моя коллекция детской букинистики не пополнялась такими рекордными темпами, как в последнее время. Причина временного молчания сугубо прозаическая – большая загрузка на работе и открытие новых направлений деятельности. Нынешняя зима обещает быть более спокойной, так что планирую вновь уделять время и внимание своему блогу.
     Мне очень хочется поблагодарить тех из вас, кто продолжал все это время хоть одним глазком заглядывать в журнал Вахмурки. Спасибо, друзья!
    По разным причинам в сети Интернет зачахли площадки, на которых раньше активно обсуждались интересные находки, происходил обмен мнениями, развивались дискуссии. Поэтому сегодня хочется немного порассуждать о коллекционировании букинистики, и в целом об отечественном рынке букинистики. Более чем пятнадцатилетний опыт собирательства позволяет проследить важные тенденции его развития.
     Оговорюсь – все, все, что будет написано ниже, является абсолютно субъективным мнением, так что не соглашаться и бросать тапками разрешается. Ну и, поскольку сегодня я буду говорить о весьма практических аспектах коллекционирования, а именно -  что имеет смысл покупать прямо сейчас, а с приобретением чего не следует торопиться, то эстетические нюансы, сопровождающие собирательство, оставляю в стороне.

                                                          Редкость – главный критерий ценности букинистической книги

О детской букинистике BackgroundEraser_20221214_182343200.jpg    Данное утверждение я возвожу в разряд аксиомы. При этом термин «редкость» означает буквально «редко встречаемое издание» или издание, имеющее на сегодняшний день очень малый количественный остаток.  Качество любой коллекции, независимо от области собирательства, характеризуется ее полнотой. Коллекционируете ли вы книги конкретного автора, издательства, художника-иллюстратора, определенного временного промежутка или тематики  – качество вашей коллекции будет определяться, как правило, ее полнотой. То же самое относится к другим областям коллекционирования – наградным знакам, гравюрам, фарфору или живописи. (Ровно поэтому рано или поздно собиратель понимает, что невозможно объять необъятное, и сужает тематику своей коллекции. Как правило, именно в этих немногих выбранных темах он и становится со временем экспертом).
      Теперь, возвращаясь к теме детской букинистики, зададимся вопросом - в каких случаях та или иная детская книжка со временем может попасть в категорию редко встречающихся?
    Первый ответ напрашивается сам собой – это малотиражное издание, количество экземпляров которого сравнительно небольшое сразу же по выходу из типографии.
      Во-вторых, редко встречающимися со временем становятся книжки, материал, конструкция или формат которых не способствуют их длительной сохранности в условиях бытования и активного пользования. Действительно, книга в твердом картонажном переплете сохранится дольше и лучше, чем в бумажной обложке. Книжка традиционного форм-фактора сохранится лучше, чем книжка-игрушка с подвижными элементами, а издание в бумажной обложке обычного и небольшого формата - лучше, чем большого. О детской букинистике imgB.jpg
        Попробуйте найти сейчас экземпляр отличной сохранности сказки «Мена»  в оформлении Пластова (М. Росгизместпром 1949г.), «Три медведя» с иллюстрациями Лебедева (М. Л.  Детгиз. 1948г.) или «Как печатали вашу книгу» Маршака (М Детгиз 1960г.). Это довольно сложно.
        Третья группа - детские книжки, завоевавшие сразу же после выхода в свет колоссальный читательский интерес, и с течением лет зачитанные, что называется, «до смерти». Тот, кто посещал в эпоху советского книжного дефицита общественные библиотеки, помнит, как выглядели через каких-нибудь три-пять лет после выхода в свет книги приключенческой тематики, все эти «Необычайные похождения…» и «Приключения…».  На них просто не было живого места.
        Попадание части тиража книги в систему библиотечных коллекторов чаще всего так же переводило данное издание в категорию редких.
       Пятая группа - республиканские, краевые и региональные издания, сфера распространения которых чаще всего ограничивалась несколькими близлежащими областями. Если книги всесоюзных издательств можно было встретить на прилавках магазинов от Калининграда до Хабаровска, то издания Западно-Сибирского издательства были в диковинку в Черноземье и наоборот. Количественный остаток экземпляров региональных изданий был не меньше, чем всесоюзных, но практически весь он находился в распоряжении читателей, проживающих в данной республике или регионе.  В остальных регионах могло не быть ни одного экземпляра из тиража.О детской букинистике BackgroundEraser_20221214_181951689.jpg
       Как ни крути, слово «ценность» - производная от «цены», а поэтому логична прямая зависимость цены конкретной детской книги от степени ее редкости. В этой связи мне не совсем понятен резон приобретения в коллекцию книжек массовых серий «Читаем сами», «Книга за книгой» и аналогичных им, изданных огромными тиражами. По моим оценкам, эти книжечки даже отличной сохранности, изданные в 70-80-х годах прошлого века, не попадут в разряд редких еще как минимум два, а то и три десятилетия, и цены на них еще довольно продолжительное время будут лишь снижаться.

                              Второй критерий ценности букинистической книги – состояние конкретного экземпляра

         Жизненный цикл любой книги с точки зрения предполагает постепенную смену качественных характеристик: отличное,  хорошее, среднее, удовлетворительное, плохое. Это всегда и исключительно однонаправленное движение. Если не принимать в расчет профессиональную реставрацию (довольно затратную в настоящее время), то ни при каких условиях экземпляр удовлетворительной сохранности не переместится в разряд хорошей, а хорошей сохранности никогда не станет отличной. Тысячи детских книг средней, удовлетворительной и плохой сохранности заканчивают свою жизнь в пункте сдачи макулатуры или на ближайшей помойке, потихоньку шаг за шагом увеличивая редкость всего тиража.
         Важно помнить - если в целом тираж данного конкретного издания не отвечает критериям редкости, перечисленным в предыдущем разделе, тем не менее, это понятие может быть применимо к его экземплярам идеальной и отличной сохранности.
         Когда-то давно меня удивляло, что цена двух экземпляров одной книги в диапазоне сохранности от хорошей до очень хорошей может отличаться на 20-30 %, от очень хорошей до отличной – в несколько раз. В то время это казалось несправедливым, и такие продавцы причислялись к разряду грабителей и мироедов.

                                                                      Востребованность – третий критерий ценности книги

     Для примера возьмем известное Детгизовское издание «Золотой ключик или приключения Буратино» Алексея Толстого с цветными иллюстрациями Каневского.О детской букинистике BackgroundEraser_20221214_183951384.jpg
В этом оформлении оно выходило в 1950, 1956, 1957, 1963, 1969, 1971, 1973, 1977 (после 1963г – изд-во «Детская литература»). Тиражи сопоставимы. Одинаковый переплет. Разброс по годам издания невелик. Однако на первое издание спрос в несколько раз больше, чем на последующие. В результате остаточное количество экземпляров «Золотого ключика» 1950 года, находящееся в открытой продаже, очень невелико. Этим обусловлена и высокая цена, которая в несколько раз выше, чем на последующие переиздания. Неспроста есть коллекционеры, делающие упор на собирательство исключительно первых изданий произведений.

                                                                  Стратегия покупок в условиях ограниченного бюджета

     Так бывает – приходит солдат из армии и обнаруживает, что его коньки и велосипед отданы одним племянникам, альбомы с марками – другим, детские книги – прочим подрастающим дальним и близким родственникам.

 - А зачем они тебе? Ты уже не маленький.

И ты видишь как
                                                                                        Маленький кораблик
                                                                                        Медленно волна уносит вдаль
                                                                                        Терять его так жаль.
                                                                                        Тает парус детства
                                                                                        С ним простился ты
                                                                                        Навсегда...

       А через много лет приходит желание заново войти в ту же реку, ощутить те детские переживания, которые не изгладились из памяти за годы. И ты начинаешь разыскивать книги, на которых учился читать, которые оставались с тобой жаркими летними днями, когда все друзья разъезжались в деревни и пионерские лагеря.  Такова была моя мотивация восстановить свою детскую библиотеку. Восполнив ее полностью или частично, понимаешь, сколько прекрасных детских книг прошло когда-то мимо тебя, и вот уже ты пишешь перечень «хотелок», который пухнет как на дрожжах.
       Следующая стадия собирательства – исследовательская. Попытки узнать судьбы безвестных авторов, художников, понять отличительные особенности разных школ художественной иллюстрации в условиях конкретных временных отрезков, изменение манеры и характера иллюстраций любимых художников. Возможно, многим это знакомо. Ты радуешься каждой находке, не обращая внимания на цену и раскрашенные кем-то рисунки, на плачевное состояние переплетов и разломы форзацев. До поры до времени… Со временем вместо подержанного возникает желание  иметь экземпляр книжки отличной сохранности, и осознаешь сколько средств потрачено бездумно.
     Однако как же поступать собирателю в условиях ограниченности свободных денежных средств? Как избежать тех ошибок, которые совершал я? А отталкиваясь от тех критериев редкости, которые упоминались выше. Покупать сейчас то, что в дальнейшем будет еще дороже, и не покупать то, что будет со временем дешеветь. Что, по-моему мнению, не стоит приобретать в ближайшие годы? За некоторыми исключениями  это все детские издания в твердых издательских переплетах. Для примера скажу, что за последнее десятилетие существенно снизилась цена на первые издания таких востребованных книг как «В стране невыученных уроков» Гераскиной, «Винни-Пух и все остальные» с иллюстрациями Порет, «Алюта – воздушный слоненок» Розанова, цикл Булычева об Алисе Селезневой. Первое издание «Понедельник начинается в субботу» в очень хорошем состоянии я приобрел себе только в прошлом году за 4 тыс. рублей, в то время как ранее дешевле 7-8 тысяч предложений не было.
      Я не понимаю тех, кто скупает на аукционах книги в переплетах с иллюстрациями Кабакова на волне вполне понятного ажиотажа вокруг персоны художника. Их тиражи таковы, что легко удовлетворят спрос еще нескольких сотен будущих библиофилов, причем обойдутся  существенно дешевле, чем сейчас.
     Важно отметить, что книги в суперобложке считаются комплектными при наличии таковой. Поэтому будет правильным рассматривать степень их редкости применительно к категории книжек в тонких обложках.
    Далее. Как уже упоминал выше, в данный момент не целесообразно тратить деньги на известные серийные издания всесоюзных издательств типа «Читаем сами», «Мои первые книжки» (огромные тиражи!), а так же книжки 70-х и более поздних лет издания, выпускавшиеся тиражом от 200 000 экземпляров и более.
     Нет большого смысла покупать переиздания при наличии предложений книги первого издания.
     И наоборот, если вы хотите сэкономить, не стоит откладывать покупку книжек, количественный остаток которых уже чрезвычайно мал, причем не стоит жалеть денег на экземпляры отличной сохранности. В дальнейшем их цена будет только расти. Это детские книжки в тонких бумажных издательских обложках, особенно большеформатные; книжки-игрушки с подвижными элементами, книги в переплете и суперобложке, книжки региональных издательств. Во всех случаях без исключения состояние имеет решающее значение. Экземпляры сохранности ниже хорошей будут дешеветь, выше хорошей – увеличиваться в цене.О детской букинистике IMG_20221214_131140.jpg
        Теперь немного на тему востребованности отдельных сегментов детской букинистики. Прослеживается постоянный стабильный спрос на детские книжки «Мира искусства» и 20-30-х годов прошлого века. Но, в силу ограниченности предложений и сравнительно небольшой статистики продаж, этот сегмент коллекционирования является слегка перегретым, переоцененным. Обусловлено это тем, что серьезные коллекционеры, видимо пока еще не считают достойными внимания детские издания середины и второй половины прошлого века, и выбирают то, что проверено временем.
       Второй сегмент детской букинистики, интерес к которому активно растет прямо на наших глазах – это книжки 50-х и первой половины 60-х годов. Локомотивом среди этого сегмента являются издания «Детского мира». Цены на них за последние два-три года выросли практически вдвое, и будут продолжать расти. Некоторые аукционные дома почувствовали это и уже не стесняются включать в свои каталоги, наряду с раритетами в коже, так же и книжки для малышей. На мой взгляд, это самый быстрорастущий в настоящее время сегмент букинистики. Цена на некоторые детские тонкие книжки 50-60-х годов уже пробила планку в десять тысяч рублей. Все действительно редкие книжки мгновенно вымываются с рынка, и борьба за них идет нешуточная.
      Но самые дальновидные коллекционеры смотрят еще дальше. Они пытаются угадать, какая детская букинистика будут представлять ценность и собирательский интерес через 20-30 лет? И тут я хочу обратить ваше внимание на третий сегмент, который покамест только ждет своего звездного часа. Это детские издания  1991-1995 годов. В этот период по всей стране работало огромное количество небольших кооперативных и частных издательств, просуществовавших недолго, но успевших качественно и с большим вкусом выпустить массу детских интересных книжек весьма небольшими тиражами. Для примера покажу две миниатюрные книжки, замечательно оформленные И. Волковой  (КООП "ИСО" и журнал "На боевом посту" , 1992г) и две тоненькие книжки в оформлении мигунова (ООО Алтей-М, Москва, 1995, 1996г).
О детской букинистике PhotoCollage_1671040365049_2.jpg


     В ближайшее время постараюсь рассказать о явно недооцененных детских изданиях, которые пока можно найти сравнительно недорого. Почему-то коллекционеры до сих пор не обратили на них должного внимания.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Захожу я пару дней назад на вокзал в Казани. Кладу свой рюкзак на ленту, и подхожу к рамкам безопасности. "Выкладываем из карманов телефоны. Проходим..." Говорит охранник. Я выкладываю телефон, а рядом с ним кладу фотоаппарат-мыльницу. Прохожу через рамку без звона. Охранник ...
Nature morte , что переводится как «мертвая природа». И на картинах этого жанра тадиционно много разных птиц в разных видах. Натюрморт с битой птицей , ок.1607 года. Galleria Borghese, Roma. Микеланджело Меризи де Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio, 29 сентября 1573, ...
Очередной поход в винную лавку и, крайне редкий случай, все покупки наших отечественных производителей. Просто так получилось, сам удивился. Но получилось даже в некотором роде символично, потому что впереди длинный уикэнд и наш главный летний праздник День Независимости. Традиционно я ...
По пути в университет(вся дорога 20 минут пешком) нам встречается церковь. Издалека я вижу сперва крест А потом мы приближаемся Если приглядется, видна даже колокольня, собственно, от католиков у православных появились колокола Церковь посвящена Богородице А дальше я ...
Вчера я рассказала о первой части деньрожденного споттинга. После посещения крыши ПГК мы отправились в самое сердце аэропорта. Туда где ощущается близость и мощь самолетов, туда где пахнет авиационным топливом... Вперед - на перрон!! 02. По дороге к брифингу мы встретили вторую ...