о царской семье
alexbogd — 18.07.2010 На днях по френдленте прокатилось стихотворение о царской семье: «Какие печальные лица, и как это было давно… Наследник, императрица, четыре великих княжны…»Я знаю, что большинство вряд ли со мной согласится. Но я считаю, что симпатию к убитому последнему царю и его жене только и может вызвать то обстоятельство, что у них были печальные лица, и что это было давно. В остальном же канонизация и почитание царской семьи говорит о том, что мы остаемся страной без роду-племени, которая предпочитает не помнить родства и не знать своей истории.
Николая II и Александру можно пожалеть за то, что их зверски убили, как и их детей – последних стоит также пожалеть за неразвитость, в которой их воспитывали родители, и за жуткую необходимость расти под духовным руководством Распутина. Но историческая роль Николая и его жены на редкость однозначна. Они – палачи своей страны.
Ничтожество на троне, худший правитель невезучей на правителей России за столетия, Николай своим безволием погубил страну, втянул ее в мировую войну, привел революцию. Начав с дремучего феодального абсолютизма, он постепенно выпускал власть из рук, но не настолько, чтобы даже в самом конце не быть главным виновным в гибели страны. Человек, которого, кроме семьи и обеда, не интересовало ничего (см. его дневники), был глубоко несчастным, но это ни в чем его не оправдывает. Он отрекся от своего помазания и погиб не за веру и не за отечество.
С Александрой Федоровной мы тоже поступаем чересчур щедро. Ее, сделавшую правителем России неграмотного мужика, канонизировали вместе с убитой сестрой, Распутина ненавидевшей и радовавшейся его смерти. Странно, что и Распутина с ними не канонизировали – разве нимбов жалко? Женщина, которой властность заменила ум еще за десяток лет до революции, лишилась последнего разума в страхе за больного ребенка, и в результате назначала премьеров и командующих по указаниям Распутина. Ее преданность семье и истовая вера – ничто по сравнению с тем злом, которое она причинила России. И она тоже погибла не за веру и не за отечество, а была убита силами, которые сама же разбудила.
Не только почитать святыми, но и прощать этих людей мы не вправе. Когда миллионы погибших на затеянных ими войнах, жертвы погромов, голода, тифа, белого и красного террора, Ленина и всех его наследников встанут из могил и простят их – и тогда мы не получим этого права. Потому что мы относительно хорошо живем вопреки царскому наследию, не избытому еще и за сто лет. Если бы эти люди не погибли трагически, их должна была судить страна, которую они убили.
|
</> |