О бесполезности молитвы
palaman — 05.03.2024 Хочу зафиксировать здесь несколько мыслей, полезных молящему человеку в дни, когда он переживает тяжёлое уныние.(Напомню: признаком уныния является ощущение, что молитва бесполезна. Все, поголовно все атеисты всегда пребывают в состоянии уныния, даже не подозревая о возможности иного состояния. Но иногда это же состояние испытывают и верующие.)
Из личной переписки. Человек много молился, пытаясь вынудить Бога удовлетворить его требования. Дошёл до отчаяния и богохульства. Бросил молитву, потому что возненавидел Бога.
Жалуется:
> Ум как бы внимает молитве, но сердце хочет добиться послушания от Него. Меня раздирает.
Это неизбежная неприятность.
Когда человек приближается к Богу, Бог постепенно открывает ему Свою волю, то есть неизбежное будущее. А будущее наше не такое, как нам хочется.
> Этого не хочет моё сердце с моими эго и бесом
Ну, от будущего не уйдёшь. Бог всё равно сделает то, что задумал.
> Но надо большое мужество, чтобы продолжить шествие. Иначе получается замкнутый круг
Так ведь хоть с мужеством, хоть без мужества — будущее всё равно будет.
> Лучше уж будущее от Него. Но как мне смириться?
А куда деваться-то?
> Точно. Надо возобновить молитву. Через боль и эго. Правильно пишу?
Не надо мучить себя. Действуйте легко. Просто проговаривайте слова. Оставьте дьяволу заботиться о Вашем подвиге. Вы же сами от себя не совершайте никакого подвига, просто проговаривайте правильные слова.
Лукавый найдёт способ осложнить Вам жизнь. Нет нужды осложнять её самостоятельно.
> Почему, когда я про себя творю молитву, то я беснуюсь?
Хорошо, что враг обнаруживает себя.
Намного хуже, когда он остаётся невидимым.
> Я понимаю, но зачем мне это надо. Неужели Он не может прогнать его,чтобы я не мучился?
Вы с ним интимно соединены. Надо разорвать связь. Это больно.
> Я в глубокой депрессии: это тоже от этой связи с дьяволом?
Да, конечно.
Депрессия это не человеческое, а "божественное" качество.
См. https://t.me/clinicalpsychoanalysis/9890
(Напоминаю: "все боги народов –демоны", говорит Библия)
> Но я не слепой. Вижу действия дьявола. Не то,что раньше, когда я не знал Иисусовой молитвы
Ну, так и продолжайте практиковать Иисусову молитву. Не ждите сразу каких-то великих достижений. Лучше постарайтесь понять, что молитва сама по себе это уже дар Божий.
> Опять пошла Иисусова молитва. Можно сказать, что это милость Его?
Да, разве это не очевидно?
> Очевидно. Вопрос в другом: почему Он меня не оставляет в покое?
В каком покое?
> Ну, обычно,по крайней мере в моем представлении,когда человек не исправляется или не оправдал ожидания, то Он покидает того человека
Кто способен на такое — не оправдать ожидания Бога?! Ведь Бог предвидит будущее.
А исправиться человек не способен в принципе. Человека исправляет Сам Бог — после того, как человек перестаёт самому себе приписывать своё исправление.
Обсуждение:
> Бывает подступает и тогда я творю молитву: "Господи Иисусе Христе, сыне Божий, избави меня от бесовского влияния!" И знаете, становится легче.
Слова молитвы имеют силу, потому что они грамматически связаны с именем Бога.
zmiyu4cka olenka:
Интересно.
А если такъ получается: человѣкъ долго молится о чёмъ-то, но не получаетъ отвѣта, и это сбиваетъ съ толку до такой степени, что теряется всякое ощущеніе смысла молитвы (не молитвы вообще, а именно этой самой). Какъ будто то, о чёмъ онъ молится — это безнадёжное дѣло, а то и, можетъ быть, неугодное Богу. Но при этомъ сама молитва не теряется полностью, даже если молящійся впадаетъ въ отчаяніе (отъ этого состоянія неопредѣлённости прежде всего).
Сталкивались Вы съ такимъ когда-нибудь?
palaman:
Да. Это означает, что человек не хочет услышать ответ.
zmiyu4cka olenka:
Не готовъ услышать? Или уже услышалъ, но не воспринялъ?
Или когда какъ?
palaman:
Это одно и то же.
zmiyu4cka olenka:
Да развѣ?...
Хотя съ другой стороны да, отвѣтъ Бога обычно ясенъ и не оставляетъ поля для двусмысленныхъ толкованій.
Конечно, можетъ быть, что я неправильно разсуждаю, но мнѣ кажется, въ любой молитвѣ есть въ той или иной степени если не желаніе повліять на Бога, то по крайней мѣрѣ надежда измѣнить Его рѣшеніе по какому-то отдѣльно взятому вопросу. Хотя я прекрасно понимаю, что сама идея безумна. Но не будь этой странной надежды, возможно, не молился бы вообще никто.
palaman:
При правильном понимании смысла молитвы в молитве ВООБЩЕ нет претензии повлиять на Бога.
zmiyu4cka olenka:
Тогда есть ли смыслъ вообще обращать къ Богу наши мірскія просьбы... Не лучше ли просто "Господи, помилуй" и "Господи, благодарю за всё".
Я не иронизирую, вопросъ скорѣе философскій. Зачѣмъ просить о чёмъ-то Бога, если просьба Ему заранѣе извѣстна.
palaman:
Да! Это вопрос крайне важный!
Не найдя правильного ответа на него, если уж по большому счёту, и невозможно молиться Богу.
zmiyu4cka olenka:
Интуитивно мнѣ всё равно хочется продолжать молиться и о мелкихъ (и совсѣмъ не мелкихъ тоже) мірскихъ просьбахъ. Но я всё равно никакъ не могу это обосновать, тѣмъ болѣе, если до этого разсуждать такъ, какъ выше. Логически для меня тутъ получается какое-то неразрѣшимое противорѣчіе.
palaman:
Вам обязательно нужно продолжать молиться Господу обо всём, что Вас волнует, каким бы мелким и суетным это ни казалось. Если какая-то вещь не для молитвы — то они и не нужна вообще. А если вещь всё-таки нужна — значит она часть Божественного замысла о Вас. То есть, мало того, что она существует (а ничто не может существовать без воли Бога) — она ещё и нужна Вам, а значит имеет самое прямое отношение к замыслу Бога о Вас лично. То есть, молясь обо всём этом, Вы поступаете правильно! Ошибка Ваша — в противоположном. В том, что Вы до сих пор не удосужились найти ответ на этот простой, базовый вопрос: какой смысл просить о чём бы то ни было Господа, если наши прошения никак не могут повлиять на Него?
zmiyu4cka olenka:
Спасибо. Это было очень поддерживающимъ въ данный моментъ.
По послѣднему — для меня лично отвѣтъ простой: чтобы посвящать Богу всѣ наши стремленія и желанія. Тогда то, что не отъ Него, само отвалится какъ короста, "сгоритъ".
Вопросъ тутъ какъ бы въ томъ, какъ понять, "уже отвалилось, забыли" или "всё-таки ещё поборемся".
Интуитивно, опять же, кажется, что пока есть молитва, надо продолжать, такъ сказать, "досматривать кино до конца". Но одно дѣло разсуждать объ этомъ изъ зрительнаго зала, а другое дѣло — когда самъ являешься дѣйствующимъ лицомъ.
Людямъ вообще легче отчуждённо разсуждать о томъ, что ихъ лично не касается. Гдѣ у персонажа душевная драма или неразрѣшимое противорѣчіе, тамъ зритель просто зѣвнётъ въ духѣ "что-то авторъ подзатянулъ".
palaman:
> для меня лично отвѣтъ простой: чтобы посвящать Богу всѣ наши стремленія и желанія. Тогда то, что не отъ Него, само отвалится какъ короста, "сгоритъ".
Ответ не полный, и очень существенным образом недостаточный.
Если весь смысл молитвы в НЕисполняющихся прошениях, то выходит, что исполняющиеся прошения лишены смысла.
Не годится! Нужен другой ответ, более глубокий.
zmiyu4cka olenka:
Тогда мой языкъ и фантазія, навѣрное, слабы.
Попробую такъ: чтобы быть соучастниками Божьяго замысла о мірѣ. Легко и просто.
Но если отвѣтъ ещё глубже, меня на него уже не хватитъ.
palaman:
Да! Это правильный ответ. Хотя и не совсем ясный.
Именно: чтобы быть соучастниками Божьяго замысла о мірѣ.
Ведь речь у нас пока что идёт только о молитвах мирских. Есть молитвы более высокие, но о них нам говорить нет смысла. Какой смысл, не научившись читать, браться за изучение литературы? (Хотя аудиокниги делают ситуацию неоднозначной.)
Правильный ответ — совсем прост:
Наши молитвы не могут повлиять на Бога, но они влияют на мир! Наши молитвы это инструмент Божественного промышления. Господу угодно делать Свои дела, используя людей в качестве проводников Своей воли. Он мог бы и Сам сделать что-то без нашего участия, но это Ему неинтересно. Интересно — сделать это посредством наших желаний, наших переживаний, наших молитв. Чтобы Его действие в мире было частью нашего с Ним общения. Потому что смысл этого мира в общении. По большому счёту, вся эта Вселенная лишь повод начать разговор с её Творцом.
Ну, а там дальше на каком-то этапе оказывается, что и повод-то не нужен. Потому что Творец интереснее Своего творения. С Ним есть о чём поговорить, даже если нет ничего, кроме Него Самого. (Но это опять разговор о том, что выше нашего разумения.)
Потому ответ на вопрос "а зачем просить Бога, чтобы Он исцелил какую-нибудь мелкую болячку" совсем прост: для того, чтобы Он исцелил эту болячку. Собственно, для того эта болячка и болит, чтобы дать нам возможность получить от Бога исцеление — и таким образом завязать с Ним более тесные отношения. И неважно, что она мелкая. Чем мельче, тем трогательнее Его забота, и тем ярче проявляется Его нежность.
zmiyu4cka olenka:
Гдѣ-то я уже видѣла у Васъ эту фразу.
Съ другой стороны, я подумала, а не одно ли и то же "повліять на рѣшеніе Бога о мірѣ" и "повліять на міръ", если всё зависитъ только отъ Него. Навѣрное (даже почти навѣрняка) это всё-таки не одно и то же, но я оставлю этотъ вопросъ богословамъ.
palaman:
Э-э-э... Это совсем не одно и то же.
На Бога наши молитвы совсем не влияют. Наоборот — это Бог влияет нашими молитвами на нашу судьбу.
Собственно, в этой простой мысли — основание для веры в действенность молитвы: если бы Бог не хотел ничего делать, то я бы и не молился. Сам факт, что я молюсь, является верным знаком, что Бог в деле.
zmiyu4cka olenka:
Ну то есть резюме въ такихъ случаяхъ всегда "продолжать, несмотря ни на что, пока Отвѣтъ не станетъ однозначнымъ".
Примѣрно это я и ожидала услышать, да) Но напоминаніе лишнимъ никогда не бываетъ.
palaman:
Ну, существует более тонкая и менее героическая стратегия. Но она требует некоторого искусства. Если искусства нет — то да, вот так.
zmiyu4cka olenka:
На Бога — да, не вліяютъ. Но на сотворённый Имъ міръ — получается, да.
palaman:
Ещё как.
Ну, так ведь мы и молимся Богу о мире, о наших делах в мире, да и сами мы — часть мира.
zmiyu4cka olenka:
А в чём состоит искусство?
palaman:
Собственно говоря, Бог отвечает сразу, после первого же к Нему обращения. У святых всё просто: спросил, получил ответ. Это секундное дело.
А мы Его ответ не слышим, потому что (бессознательно) не хотим услышать. Но это вовсе не тупик. Пусть и не хотим, само наше нехотение можно использовать правильным образом, а именно — осознать его причину. Как? Просто: проявить некоторую настойчивость в молитве, стараясь молиться внимательно. Первая же мысль, которая отвлечёт тебя от молитвы, содержит в себе (бессознательный) намёк на причину твоего (бессознательного) нежелания услышать ответ от Бога. Этим намёком бессознательного можно воспользоваться, чтобы лучше понять самого себя. Собственно, это и есть Эпигностика.
(См. Эпигностика как форма молитвы)
zmiyu4cka olenka:
Понятно, спасибо за отвѣтъ. Если бы только это было такъ просто, какъ на бумагѣ...
palaman:
Эпигностика это совсем не просто.
Базовая идея проста и совершенно убийственна для дьявола. Дьявол оказывается в вилке: он вынужден выбирать: либо не мешать тебе молиться, либо обнаруживать тайные рычаги своего влияния на твою душу. Второе для него плохо, а первое совсем ужасно.
НО именно из-за того, что дьявол оказывается в вилке, Эпигностика встречает прямо-таки магическое сопротивление. Из-за которого это простое дело оказывается совсем-совсем не простым.
См. также Когда Бог не слышит молитву
|
</> |