О бедной маршрутке замолвите слово.
ecostrat — 01.02.2014 Почитаешь наших топовых блогеров в вопросах урбанистики, так получается, что маршрутки это зло и их требуется непременно изживать с улиц городов. Дескать, пробки создают, скапливаются на конечных и так далее. Собственно в Москве мнение о вредности маршруток муссируется уже давно. Первая волна началась лет восемь назад, если вы помните. Тогда в СМИ начали появляться сообщения об авариях с участием маршруток, главный мессадж был в том, что это очень опасный вид транспорта. Постепенно с московских улиц микроавтобусы почти изжили и заменили их на вместительные автобусы. Правда, борьба с пробками как-то не сложилась, пробки победили окончательно.А вы помните, как все начиналось? Маршрутные такси выглядели вот так:
В те времена то была большая удача, поймать свободное место в маршрутке. Доедешь, хоть и за двадцать копеек, а не за восемь, как в обычном автобусе, но зато с ветерком.
Дальше - больше. В 1993 ГАЗ освоил производство Газели, одновременно с этим на востоке страны появились корейские микроавтобусы и маршрутки на какое-то время захватили городское пространство, почти полностью вытеснив большие автобусы с улиц.
Сейчас идет обратный процесс. Маршрутки впали в немилость. Волевыми решениями их снимают или уже сняли с улиц Москвы, заменяя на большие автобусы. Пост Максима Каца http://maxkatz.livejournal.com/224810.html, в котором он сравнивает эффективность разных средств общественного транспорта, позволяет понять аргументацию тех, кто поддерживает такое решение.
При интервале в 2 минуты автобус позволяет перевезти почти в десять раз больше пассажиров, чем маршрутка. При таком механическом подсчете вместимости, умноженной на количество, получается именно такой результат. А что происходит в реальной жизни? В реальной жизни у многих пассажиров есть выбор, поехать на общественном транспорте или на личном автомобиле. При прочих равных поездка на автобусе требует больше времени, поскольку ходят они реже, останавливаются на каждой остановке и очень медлительны при перестроениях. В некоторых случаях время поездки может увеличиться в два раза по сравнению с маршруткой, если считать время ожидания и саму поездку. Из этого могу предположить, что при замене маршруток на автобусе многие пассажиры пересядут на личные автомобили. За что боролись, на то и напоролись, все таки маршрутка везет от 9 до 16 пассажиров, а на машинах люди едут по одному. Пробки от такого мероприятия только увеличиваются.
К сожалению,у меня нет статистики, которая могла бы подтвердить или опровергнуть эти выводы, впрочем у оппонентов тоже ее нет. До сих пор решения принимаются по наитию, на основании личных экспертных оценок тех или иных десижин мейкеров. Пока мы видим только ухудшение транспортной ситуации, мэрия что-то предпринимает, но ситуация непрерывно ухудшается, поэтому выделить, за счет каких именно факторов не получается.
Косвенно о сравнительной эффективности маршруток и автобусов можно судить по экономическим признакам. Маршрутки развивались сами за счет частного бизнеса, то есть спрос со стороны пассажиров обеспечивал покрытие всех затрат на их покупку и содержание, в свободной конкурентной борьбе они выигрывали автобусы на большинстве маршрутов. С автобусами другая история. Их внедряют насильственно. Приходится полностью убирать маршрутки, чтобы принудить людей пользоваться автобусами и все равно они дотационные, по-видимому, потому что у людей есть выбор.
|
</> |