Нужно ли создавать современную российскую культуру отличную от русской культуры?

Президент России Дмитрий Медведев 17 января на встрече с председателями обеих палат Федерального Собрания, их заместителями, руководителями ключевых комитетов Совета Федерации и фракций Государственной Думы сказал: "Мы должны создавать нашу современную российскую культуру, включая и русскую культуру тоже, конечно".
Эта фраза заставила задуматься. Захотелось
осмыслить, что есть русское, что есть
российское, что есть развитие национального языка
и культуры и чем отличается Россия от всех остальных государств
мира? На одной из конференций по вопросам принятия новых
образовательных стандартов, министр образования РФ г-н А. Фурсенко
сказал почти буквально следующее: самым главным пороком советской
системы образования явилось то, что школа готовила т. н.
«творческую личность», а надо готовить «образованного
конкурентоспособного потребителя».
Так может новая российская культура - это культура западного «общества потребления», которое там зашло в тупик?
Эксперты рассказали политологу Сергею Сибирякову о своем понимании рисков навязывания новых культурных стереотипов на постсоветском пространстве.
Лучший блоггер ЖЖ по результатам конкурса «Блог Рунета-2011», политконсультант Анатолий Вассерман считает, что культура всегда обновляется. Даже без усилий свыше.
«Слова Фурсенко - прекрасная иллюстрация к знаменитой фразе секретаря лондонского профсоюза переплётчиков Томаса Джозефа Джозеф-Хилловича Даннинга, известной нам по цитате в "Капитале" Карла Генриховича Маркса и заканчивающейся словами: "при трёхстах процентах прибыли нет такого преступления, на которое капитал не рискнул бы даже под страхом виселицы. Сознательное уничтожение главного богатства народа – творческого интеллектуального потенциала - невозможно квалифицировать иначе, нежели преступление» - подчеркивает эксперт.
Что есть русское, что есть российское? Россия отличается, прежде всего, повышенной интегративной способностью, порождённой всем ходом исторического развития страны.
Много веков подряд нам приходилось - и удавалось! - впитывать
в себя всё новые
народы и культуры, формируя на их основе всё более интересное
целое.
Отсюда, в частности, и традиция целостного системного образования, заложенная далеко за пределами России, но именно у нас достигшая едва ли не наивысшего в мире развития, создавшая крупнейшие образцы цельного представления о мире (в частности, философский "русский космизм", множество научных и технических проектов на стыках разнообразнейших дисциплин).
Сергей Сибиряков: О какой современной российской культуре отличной от русской культуры мог говорить президент Дмитрий Медведев?
Анатолий Вассерман предполагает, что
Дмитрий Медведев говорил, скорее всего, о
культуре, направленной на обслуживание интересов "верхних десяти
тысяч" и предотвращение работы социальных лифтов, способных хотя бы
теоретически обновить состав этих "верхних". На его взгляд эта
новая культура, несомненно, связана с внедрением новых стандартов
образования, которые должны вместо творческой личности формировать
нового человека-потребителя. «Как же ещё нынешним хозяевам жизни
застраховаться от утраты своего хозяйства?» - резюмирует
эксперт.
Юрий Чернышов, доктор исторических наук,
профессор, директор Алтайской школы политических исследований
(Барнаул, Россия) отмечает, что у Президента действительно иногда
встречаются не совсем выверенные фразы, однако в данном случае все
сказано вполне корректно. Понятие "современная российская культура"
намного шире, чем "русская культура", поскольку она включает
культуры многих других народов, проживающих в России - татар,
башкир, чеченцев, алтайцев, бурят... Культура России
многонациональна, это очевидный факт» - резюмирует эксперт.
Публицист и сценарист Юрий Бликов (Одеса,
Украина) подчеркивает, что в отсутствии
централизованного распределения и планового хозяйства, на первое
место, для производителя, выходит потребитель. «Но потребитель сам
собой не возникает. А вернее, хаотический первичный
потребитель никак не удовлетворяет крупных производителей и их
инвесторов. Поэтому, культура, финансируемая крупными
производителями, начинает выращивать потребителя. Образование,
выпуская узких специалистов, так же тем самым работает на
производство потребителей. Такова система, практикуемая на Западе,
в странах "Золотого миллиарда". Тем не менее, рынок требует
расширения. Россия и страны бывшего СССР – это потенциальный рынок,
требующий освоения. Продвижение пресловутой Болонской системы, в
образовании, продвижение культурного продукта и навязывание
культурных стереотипов – это стандартная стратегия расширения
рынка.
Однако в России подобный сценарий не срабатывал и не сработает. С
одной стороны, этому препятствует многовековая культурная традиция,
носителем которой являются многие миллионы людей. У этой
культурной традиции колоссальная инертность, доходящая местами до
косности и ортодоксальности.
С другой стороны, формирование потребителя в России бессмысленно,
поскольку при росте государственных активов и активов
представителей крупного национального бизнеса, покупательная
способность основной массы потребителей крайне низка, поскольку не
происходит улучшения их благосостояния, за счет нарастания
национального валового продукта. Если в странах "золотого
миллиарда" или, к примеру, в некоторых странах ОПЕК, происходит
рост зарплат, при росте национального продукта, увеличение
социальных отчислений, то в России такого не наблюдается. Проще
говоря, бедное население не может подняться выше первичного
потребления, обеспечивающего удовлетворение базальных потребностей,
да и то, далеко не в полном объеме. Посему, культура
пропагандирующая рост потребления, либо будет отторгаться, либо
будет способствовать наращиванию социального напряжения,
концентрируя в себе разницу в материальном расслоении социума.
В этом контексте, русская культура намного больше подходит для
демпфирования этого социального конфликта. Но, все дело в том, что
Россия многонациональное государство с поликонфессиональной
религиозной структурой. До середины прошлого века, культура
множества народностей, входящих в СССР, находилась в довольно
примитивном состоянии, и государству приходилось предпринимать
серьезные усилия, для стимулирования национальных культурных
процессов.
Русская культура, зачастую, просто подменяла собой культурные
лакуны в национальной культуре, особенно у малых народов. Сегодня,
ситуация в корне изменилась, ввиду доступности информации, наличия
глобальных информационных сетей. Таким образом, у народов имеющих
иные национальные культурные традиции, иной язык,
доминирующее значение русской культуры, как культурного стержня,
просто отпадает. В этой связи, если российское руководство
хочет сохранить такой рычаг влияния, как культура, ей необходимо
трансформировать классическую культурную традицию, адаптировать к
условиям изменившегося мира» - завершает мысль эксперт.
Сергей Сибиряков в завершение дискуссии отмечает,
что культура личности неразрывно связана с ее идентичностью.
Соответственно переформатирование национального
социокультурного пространства изменяет идентичность личности и
социума. Процесс глобализации, ведущий к изменению культур наций и
народностей на всем земном пространстве, захватывает лишь верхний
уровень сознания человеческой психики. При этом внедренные
масс-медиа и системой западного образования новые культурные
представления не согласуются с архетипами базовых культур и
приводят к когнитивному диссонансу и внутренним конфликтам у
индивидуума.
В дальнейшем, эти негативные культурные представления
(архетипы) из сферы коллективного бессознательного, приводят
к массовым бунтам против навязывания западных стандартов культуры и
поведения, что частично проявилось в недавних массовых беспорядках
в арабских странах. При этом важную роль играют современные
технологические возможности Интернета, облегчающие формирование
новых коммуникационных связей с помощью средств коллективной
работы, которые могут существенно повысить эффективность механизмов
общественной самоорганизации.