Нужна ли российский судам независимость?

Рассуждая о российском правосудии,всегда в первую очередь говорят о степени независимости судебной системы. О степени её готовности выносить непредвзятые судебные решения.Но каков состав самого судейского корпуса? Хотят ли сами судьи быть независимыми?
С чем же , а главное, с кем приходится иметь дело простому
российскому просителю,когда он переступает порог здания с Фемидой
на фасаде?
Российские суды,за исключением короткого промежутка времени,
всегда были зависимы. Сегодня главная проблема судов в том,что они
сами не хотят быть независимыми. Судья прежде всего хочет быть
несменяемым и высокоплачиваемым. Независимость -это прежде всего
ответственность и лишняя головная боль. Многие судьи её попросту
бояться и в силу своего культурного развития к ней совсем не
готовы.
Критикуя судебную систему, многие действительно думают, что у нас в
государстве действительно существует разделение властей-на
законодательную,исполнительную и судебную ветви.Но на самом деле
никакого разделения в Росии нет. Всё слилось в единую
вертикаль,вполне достаточную для обслуживания власть
предержащих.
Российская судебная система является частью государственного
аппарата. Причём не самой просвещенной и бескорыстной. Она
вмонтирована в вертикаль власти, являясь её составной
частью.
Судьям даже не нужно подавать команды. Они уже сами знают,какое решение стоит принять, а какое лучше не стоит. Многие судьи являются выходцами из обвинительной системы: бывшие следователи, прокуроры,опера.И прокуратура, и суды всегда существовали в одной номенклатуре. Суд и прокуратура неотделимы от власти. Отсюда и обвинительный уклон нашего правосудия,поскольку судьи убеждены, что очищают обшество от всякого сброда.
В законе о статусе судей говорится, что все судьи Российской
Федерации обладают единым статусом. Но в жизни всё иначе.
Председатели судов фактически правят бал в своих епархиях. Сочетая
в себе процессуальные, административные,финансовае и кадровые
функции. Председатель суда-наиболее опытный судья.Молодой судья у
него получает инструкции и советы, что делать в той или иной
ситуации. Председатель суда часто входит в различные совешательные
органы, лбщается с мером, губернатором, начальником милиции
т.д. За счет этих связей он решает организационные и финансовые
вопросы. Например обеспечение своего суда оргтехникой, помощ в
ремонте и т.д.
Так же от председателя зависит карьерный рост судьи.В его
компетенции и дисцимлинарное преследовние судей. Таким образом,
председатель суда вегда может найти способ давления на судью.
В свою очередь председатели высших судов зависят от Управления
делами Администрации Президента, которое ведает всеми
материальными благами для судей: квартирами, машинами и т.д.
Если председатель суда хочет им и остаться, то есть быть выдвинут
на новый срок, он должен быть лоялен к власти, не только к
Администрации Президента , но и к силовым ведомствам. Потому что
представители ФСБ,МВД советуют Президенту продлить полномочия
судьи, или нет.
Таким образом, при существующей системе,суды никак не могут быть независимыми и объективными. Причем среди судей немало порядочных и высокопрофессиональных людей. Но их деятельность так же встроена в существующую систему и они понимают, если будут чувствовать себя независимо, то долго на своём посту не проработают.
Независимая седебная система сама по себе не появиться в
насквозь коррумпированном государстве, каковым является в настоящее
время Россия.
И говоря о реформировании этой системы,в первую очередь нужно
говорить о реформировании самого государства и прежде всего; о
построении гражданского общества.
|
</> |