Нужна ли Православной Церкви реформация?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В своей статье он пишет: «Итак, основные положения доктрины церковной реформации, на мой взгляд, должны быть следующими.
1. РПЦ МП как общественная организация, единое бюрократическое целое должна быть ликвидирована.
2. Русская церковь — желательно, чтобы она вернула досталинское название и стала Российской православной церковью — должна трансформироваться в конфедерацию независимых приходов.
3. Прихожане будут избирать себе пастырей, пастыри — епископов, епископы — патриарха. Неизменную со сталинских времен модель вертикального управления Церковью следует упразднить.
4. Необходимо возродить процедуру оглашения (катехизации) — всякий член Церкви должен понимать, почему он становится православным и что есть Бог, который главнее всех земных начальств.
5. Следуя (только в данном случае) католическому примеру, надо ввести институт конфирмации: любой взрослый человек, даже если он крещен в детстве, должен подтвердить, что принадлежит к православной Церкви».
Итак, выскажу свое мнение по поводу сказанного Белковским. Во-первых, любой человек имеет моральное право высказывать на тему церковной жизни и ее недостатков, но в свою очередь он должен очень внимательно продумать все формулировки и основную мысль, которую хочет донести до общественности. Мне кажется, что мнение Станислава Белковского имеет право на существование, с учетом того, что он достаточно опытный политолог. Но реформа Церкви очень дискуссионный и крайне трудный вопрос.
Любые предложения, которые выдвигаются, воспринимается этой частью общества всегда в штыки, что связано с тем, что им свойственна традиционность и консерватизм. Я не берусь судить о том, плохо это или хорошо, просто констатирую факт. Православная общественность готова будет пойти и прислушаться исключительно к мнению человека, который является авторитетным религиозным лидером - и не важно, епископом, священником или мирянином он будет. В любом случаем, это должен быть человек, пользующийся доверием и поддержкой со стороны хоть сколько-нибудь заметной части духовенства и верующих, а не человеку из вне, к типу которых отчасти можно отнести господина Белковского.
Думаю, что большинству православных верующих слово «реформация» уже само по себе представляется чем-то, несущим отрицательный смысл, накопленный за несколько веков существования протестантизма. Лютер был глубоко верующим человеком, который хотел блага Церкви, и, тем не менее, вызвал своим выступлением против папского Рима такую бурю, что Церковь в ней не только и не столько очистилась и обновилась, сколько пострадала и понесла утраты. Поэтому не думаю, что предлагаемый Белковским вариант «до основанья, а затем» будет продуктивным. Мы такое уже проходили, причем, совсем недавно.
Я считаю, что реформировать – это не значит разрушить. Как мы видим из сегодняшний ситуации, реформа Русской Православной Церкви нужна, но не резкая, а плавная. Представители РПЦ любые высказывания в свой адрес воспринимают слишком резко и не готовы идти на дискуссию и диалог. Даже касательно реформации, предложенной Белковским, в православном сообществе я все чаще вижу высказывания того типа, что если говорить о разрушении Церкви как «общественной организации, единого бюрократического целого», она пронизана благодатью Святого Духа, нельзя отделить одно от другого, и разрушая, одно, мы неизбежно затронем и другое. Но, мне кажется, это позиция не во всем верна, в своем манифесте Белковский говорит о Церкви Земной, а не о Церкви Небесной. А представители Церкви земной, это в большинстве своем не безгрешные люди, а такие же люди, как и мы с вами, которые имею свои слабости.
А теперь перейду к главному и задамся вопросом: а нужна ли вообще какая-либо реформация в Православной Церкви?Я
думаю, что полная реформация в Православной Церкви не требуется, а вот некоторые отдельные реформы необходимы. Но это не должно быть навязано кем-то сверху или снизу, а к этому мы должны прийти путем обсуждения. Нужна лишь «терапия» - долгая, трудная, кропотливая, требующая от всех членов Церкви – от Патриарха до мирянина – предельного напряжения и столь же предельной честности. Но зато рецепт ее крайне прост: как следует встряхнуться всем вместе и начать жить по Христу, по Евангелию, по совести, которая не должна иметь права заснуть ни на секунду. И тогда сразу все станет на свои места – уверяя вас!
Конечно, вероятность того, что все вдруг в одночасье осознают, что процесс «духовного возрождения» последних лет завел всех нас, мягко говоря, не туда, куда нужно, невелика. Давайте все же представить, что это произошло. Архиереи и священники вдруг поймут, что служить Литургию можно и в простеньком облачении (как, например, было у Сергия Радонежского – из холстины), на деревянных сосудах (как у того же Сергия). Не обязательно для этого иметь бриллиантовые панагии и золотые кресты. Не обязательно для этого устаивать помпезные службы в столь же помпезных интерьерах. И без машин представительского класса вполне можно обойтись (все тот же Сергий пешком всю жизнь, до восьмого десятка, ходил!). Представляете, сколько сразу средств найдется для завещанной нам Христом помощи и бездомным, и сиротам, и больным, и пенсионерам, и даже заключенным, которых посещать можно будет не только в ритуальном порядке – на Пасху и Рождество, а намного чаще. И на духовные школы деньги найдутся, а значит и учить священников можно будет намного эффективнее. Следовательно, и от батюшек мы сможем услышать не только традиционное: «надо чаще в церковь приходить, чаще исповедоваться», а нечто большее.
Все сказанное мирян тоже касается. Особенно состоятельных: хватит своим языческим отношением к вере и Богу развращать духовенство, превращая щедрые пожертвования в подобие идольской жертвы. Есть множество способов явить не примитивную хитрость, а настоящую любовь в отношении к Богу и ближнему – например, усыновить хоть одного детдомовского ребенка, или хотя бы сделать его жизнь в приюте чуть более радостной. Так что призываю всех начать реформу с себя: остановиться, задуматься, прислушаться к голосу совести, сверить себя, свою жизнь с Евангелием, с тем, чему учил Спаситель. Только тогда что-то может реально измениться, если речь идет о внутреннем содержании. Пытаться же перестраивать внешние формы, не касаясь того, что их наполняет, - занятие, на мой взгляд, совершенно бесперспективное.
|
</> |