Нужен ли нам Мирный процесс?
davidaidelman — 30.04.2012 Несколько лет назад вышла синенькая книжка Эльдада Янива, которая претендовала стать манифестом левого лагеря и основой нового движения: "смоль а-леуми".В частности там есть попытка пересмотреть вопросы целеполагания левого лагеря.
В этом практическом осмысление деятельности израильской левой с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рентабельными средствами важнейшее место принадлежит вопросу о «Мирном процессе».
Мирный процесс стал таким стереотипом, общим местом.
Это все знают, что кошечка «мяу», а левые занимаются «мирным процессом».
Мирным процессом занимаются у нас уже много десятилетий.
Голда Меир, еще, когда носила фамилию Меерсон, задолго до того, как захотела стать премьер министром, вела переговоры с Абдаллой – прадедушкой сегодняшнего короля Абдаллы. Ну и что из этого получилось?
Получилось то, что мирный процесс превратился в единственно существующий процесс. Причем, самоцель как бы…
Как будто народ Израиля поселился на земле Израиля исключительно с целью непрерывного ведения мирного процесса.
А разве это цель?
В отличие от Янива, русскоязычный гражданин еще более готов разделить это сомнение в самоценности мирного процесса, поскольку по-русски, в отличие от ивритского «шалом», слово мир вообще не слишком дышит святостью.
По-русски «Мир» - это отсутствие войны…
Когда то я лет 12 назад заявил это в интервью газете Гаарец и журналист посмотрел на меня очень удивленно.
В любом случае, стоит поставить под сомнение, что сам по себе мирный процесс является идеалом и конечной целью.
Разве это цель?! Цель-то совершенно в другом.
Цель улучшение государства Израиль. Улучшение жизни в нем. Построение более богатой экономики, более справедливого общества, более сильной науки, более продвинутой системы образования…
А мир – это средство к достижению этих целей.
Вернее, одно из средств… Вовсе не единственное.
Мир с соседями может помочь сосредоточиться на главных вопросах, на достижении настоящей цели.
Поскольку мир необходим для достижения целей нашего общества, следует стремиться к достижению мира.
Но нельзя допускать, чтобы мирный процесс становился «больничным» справкой об освобождении от достижения истинной цели.
Израиль должен быть сильным государством с процветающей экономикой, справедливым обществом и образцовой системой образования вне зависимости от мира.
Израиль должен быть страной равноправия, страной умной, успешной, интеллигентной – вне зависимости от мира.
Израиль должен побеждать на спортивных чемпионатах и математических олимпиадах – вне зависимости от мира.
Развивающиеся города должны уже продолжать развиваться, чудовищная разница между зарплатой директора и уборщика, должна серьезно сократиться, эфиопских евреев должны начать пускать в тель-авивские клубы – вне зависимости от мирного процесса.
Вы скажете, что «для этого нужен мирный процесс?». Хорошо! Но «для этого», а не сам по себе…
Янив пишет, что если левый лагерь будет считать мирный процесс самоцелью, то этот бесконечный мирный процесс нас попросту кончит: «Нас – в смысле левых, но нас – и в смысле государство Израиль».
Если «левые не выходят на массовые демонстрации, когда закрываются заводы и рабочих выкидывают на улицу, они и не думают оторвать от кресел свои задницы, когда люди с темной кожей не проходят селекцию у входа на дискотеки, они и пальцем не шевельнут при виде отчетов об уровне бедности – они только терпеливо ждут мирного процесса» - то с точки зрения Янива это просто смешно.
Что же нужно передумать. Давно пора признаться самим себе – мирное соглашение зависит не только от нас. Левый, который считает, что в отсутствие мира виноваты только евреи – не левый, а идиот. Человек, который утверждает подобное, наносит больше вреда поддержке государственного решения с палестинцами в гораздо большей степени, чем вся ультраправая пропаганда.
Любой из нас кому в молодые годы приходилось драться со шпаной хорошо знает, что драку не всегда можно закончить в одностороннем порядке…
Конечно, мы точно знаем, что «мир заключают с врагами, а не с добрыми друзьями». А если враг не желает довольствоваться возвратом захваченных во время Шестидневной войны территорий, не желает начать жить своей самостоятельной жизнью в добром соседстве с нами, как нормальный человек?
Цель – убедить израильское общество понять, что нас интересует отделение от палестинцев не ради палестинцев, а ради нас…
И стремится нужно не мирному процессу, а к результатам необходимым для израильского государства и общества.
|
</> |