Н.Т. Райт как skandalon?

"...был нокаутирован западными библеистами. Роковую роль сыграла книга Т.Райта "Иисус и победа Бога"...После прочтения неделю ходил ни живой, ни мертвый... на тебе, получи в пах: Иисус не Бог (в классических категориях сущностей и ипостасей). И, черт побери, автор то убедителен!... Это был просто колоссальный слом, все рухнуло, все, абсолютно!"
Я бы не хотел сейчас уходить в исторические вопросы (насколько прав или ошибается Райт), но хотелось бы остановиться на двух моментах. Во-первых, парадокс состоит в том, что в рамках "поисков исторического Иисуса" Райт уверенно стоит на "правом" фланге. Будучи огорошены десятками и сотнями научных и популярных трудов в палитре от Вермеша ("Иисус - галилейский хасид") и Людемана/Эрмана/Сандерса ("Иисус - апокалиптический пророк") до Фанка и Кроссана ("Иисус - киник"), западный читатель - часто выпускники семинарий и богословских факультетов - ищут прибежище в трудах Райта, Уизерингтона и Бокэма, которые дают возможность одновременно спасти ключевые позиции догматики (обычно, как Райт, "вернув" христологию к ее иудейскому контексту). В случае с постингом, о котором мы говорим, поразительно именно то, что такой эффект оказала книжка довольно традиционного христианского автора (по сути дела, "льюисовской" школы, хотя сам К. Льюис не любил "поиски", но полвека назад это было более простительно). Повторюсь, Райт верит и в Боговоплощение, и во все основные догматы. Он прямо пишет об этом и в книге "Венец и огонь", и в маленькой популярной книжке "Иисус первоначальный", и здесь, например.
Во-вторых, я наблюдаю, что "возврат" к иудейскому/галилейскому/палестинскому контексту может восприниматься верующими людьми очень по-разному. (Имею в виду тех, конечно, кому эти книги кажутся убедительными, а не тех, кто считает, что "книгочея - на кол".) На одной стороне спектра стоят люди, которые чувствуют, что у них зашаталась почва под ногами. Мне вспоминаются в связи с этим старые споры вокруг англиканского теолога Мориса Уайлза (1929-2005). Уайлз поставил проблему: если уж мы разделались с непогрешимость Писания (ныне этот тезис принят почти повсеместно вплоть до довольно консервативных православных кругов), кто сказал что непогрешимы Отцы? И соответственно, выводы идут по линии: если даже следовать Райту, все равно Отцы попали не стопроцентно в яблочко, а значит, кто знает, сколько еще они там наошибались. На другой стороне спектра, напротив, люди, чья вера укрепилась после чтения не только Райта, но и даже более либеральных авторов. Почему? Потому что, оказывается, Евангелие и керигма обретают плоть, укорененность в исторической действительности, переставая быть абстракциями. (Очень возможно, что по-своему правы обе стороны.)
В-третьих, церковная стагнация, конечно, будет приносить тяжелые плоды. В семинариях, академиях и православных вузах людей не готовят к тем проблемам, с которыми те могут столкнуться (и все чаще сталкиваются!) при чтении научной библеистики. Многое скрывают, о многом умалчивают, или, реже, суют в руки апологетику. Дескать, существуют такие-то маргинальные теории, но их уже опровергли. Ага, сейчас! Опровергли...Такая страусиная тактика уже принесла много бед на Западе, и бог весть, сколько еще принесет у нас... Сколько раз я говорил людям в самых разных православных кругах: не надо бояться. Получится только хуже, если люди узнают о том-то и о том-то слишком поздно...