Н.Т. Райт как skandalon?

топ 100 блогов berggeist05.04.2011 Не могу пройти мимо вызвавший широкий резонанс ЖЖ-публикации, обнаруженной мной via bratkin . Думающий и интересный православный человек пишет:

"...был нокаутирован западными библеистами. Роковую роль сыграла книга Т.Райта "Иисус и победа Бога"...После прочтения неделю ходил ни живой, ни мертвый... на тебе, получи в пах: Иисус не Бог (в классических категориях сущностей и ипостасей). И, черт побери, автор то убедителен!... Это был просто колоссальный слом, все рухнуло, все, абсолютно!"

Я бы не хотел сейчас уходить в исторические вопросы (насколько прав или ошибается Райт), но хотелось бы остановиться на двух моментах. Во-первых, парадокс состоит в том, что в рамках "поисков исторического Иисуса" Райт уверенно стоит на "правом" фланге. Будучи огорошены десятками и сотнями научных и популярных трудов в палитре от Вермеша ("Иисус - галилейский хасид") и Людемана/Эрмана/Сандерса ("Иисус - апокалиптический пророк") до Фанка и Кроссана ("Иисус - киник"), западный читатель - часто выпускники семинарий и богословских факультетов - ищут прибежище в трудах Райта, Уизерингтона и Бокэма, которые дают возможность одновременно спасти ключевые позиции догматики (обычно, как Райт, "вернув" христологию к ее иудейскому контексту). В случае с постингом, о котором мы говорим, поразительно именно то, что такой эффект оказала книжка довольно традиционного христианского автора (по сути дела, "льюисовской" школы, хотя сам К. Льюис не любил "поиски", но полвека назад это было более простительно). Повторюсь, Райт верит и в Боговоплощение, и во все основные догматы. Он прямо пишет об этом и в книге "Венец и огонь", и в маленькой популярной книжке "Иисус первоначальный", и
здесь, например.

Во-вторых, я наблюдаю, что "возврат" к иудейскому/галилейскому/палестинскому контексту может восприниматься верующими людьми очень по-разному. (Имею в виду тех, конечно, кому эти книги кажутся убедительными, а не тех, кто считает, что "книгочея - на кол".) На одной стороне спектра стоят люди, которые чувствуют, что у них зашаталась почва под ногами. Мне вспоминаются в связи с этим старые споры вокруг англиканского теолога Мориса Уайлза (1929-2005). Уайлз поставил проблему: если уж мы разделались с непогрешимость Писания (ныне этот тезис принят почти повсеместно вплоть до довольно консервативных православных кругов), кто сказал что непогрешимы Отцы? И соответственно, выводы идут по линии: если даже следовать Райту, все равно Отцы попали не стопроцентно в яблочко, а значит, кто знает, сколько еще они там наошибались. На другой стороне спектра, напротив, люди, чья вера укрепилась после чтения не только Райта, но и даже более либеральных авторов. Почему? Потому что, оказывается, Евангелие и керигма обретают плоть, укорененность в исторической действительности, переставая быть абстракциями. (Очень возможно, что по-своему правы обе стороны.)

В-третьих, церковная стагнация, конечно, будет приносить тяжелые плоды. В семинариях, академиях и православных вузах людей не готовят к тем проблемам, с которыми те могут столкнуться (и все чаще сталкиваются!) при чтении научной библеистики. Многое скрывают, о многом умалчивают, или, реже, суют в руки апологетику. Дескать, существуют такие-то маргинальные теории, но их уже опровергли. Ага, сейчас! Опровергли...Такая страусиная тактика уже принесла много бед на Западе, и бог весть, сколько еще принесет у нас... Сколько раз я говорил людям в самых разных православных кругах: не надо бояться. Получится только хуже, если люди узнают о том-то и о том-то слишком поздно...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Про Габриэле д’Аннунцио и его роман с Идой Рубинштейн было  ТУТ Но известен он не только этим. В начале 20-го века не было, наверное, ни одного литератора Серебряного века, кто не попал бы под его влияние. Его переводили Брюсов и Цветаева, а Николай Гумилёв посвятил ему оду в 1915 ...
Великое множество блоггеров просто обожают спорить и возражать только ради самого процесса спора и желания продемонстрировать исключительно свою точку зрения в качестве правильной. Поэтому сразу оговорюсь, что следующая далее вводная фраза отражает моё личное восприятие, никому не ...
Мне часто не даёт покоя то, что происходит в блогах. Меня блоги вдохновляют как вдохновляет сильного хозяйственника разрушенное хозяйство.  Нет, я не филантроп, извините. И не ищу филантропов, как Виталий Борисов предположил в одном из ...
...
Осенница В 2017 году в китайской провинции Шаньси, неподалёку от города Датуна, построили, возможно, самую славную и милую солнечную электростанцию на свете. Стоя на земле, оценить всю милоту довольно трудно, а вот с высоты птичьего полёта видно, что станция сделана в виде... ...