Нравственные основы семейной жизни
diak_kuraev — 13.11.2017 Патриархия предлагает ввести в школах курс «Нравственного воспитания». И учебник уже готов.Еще в 2006 году екатеринбургская епархия издала учебник монахини Нина Крыгиной и священника Д. Моисеева «Нравственные основы семейной жизни». Говорят, уже в 60 регионах этот курс введен.
Курс нужен. Кроме алгебры и истории ребятам нужна площадка для обсуждения тем этики и биоэтики, рассказа о семейной жизни…
Но только в этом курсе не должно быть и нанопылинки поповского запаха. Ради блага самих попов. Ведь ясное дело, что такой курс будет говорить о сексе, а если он будет с христианской подложкой, то он будет налагать ограничения на подростковую жажду этого самого. Выбор между «поповскими догматами» и «свободой самореализации» подростки сделают в большинстве своем отнюдь не в пользу первых. Так что в интересах церкви этот молодежный бунт отвести от себя и направить в сторону тех, кого не жалко. То есть - ученых. Мол, это наука предостерегает от онанизма и добрачного секса.
Я всегда боялся разговора со школьниками на сексуально-аскетические темы.
В "Перестройке в Церковь" я советовал:
"разговора на тему, о которой заранее известно, что она приведет к быстрому и личностно-обостренному контрасту между мнением молодежной аудитории и церковным советом, то есть на тему о половом либертинизме, лучше до поры до времена избегать. Молодежная аудитория рада сойти с трудных для нее философских тем на привычные для нее темы сексуальные. На эти провокации (обычно, в виде записок) не стоит поддаваться".
Если их и касаться, то лишь после того, как наставник обрел двухсотпроцентный авторитет в этой аудитории. А это может быть лишь при условии, что ребята чувствуют, что наставник говорит от своего убеждения и своего опыта. Ну-ка, многие ли из школьных светских учительниц искренне осуждают аборты и внебрачный секс? И это их лицемерие ребята очень быстро раскроют.
Другая причина, по которой я против церковного авторства такого курса – политическая. Сегодня любой курс "нравственного воспитания" становится военно-полевым. И Ромео с Джульеттой помогают изучать автомат Калашникова.
Кроме того, политический климат сегодня в стране таков, что церковь у нас вне закона и вне научной цензуры. Любые поблажки, укрывательство и прочее. Чего стоит вчерашняя отмена моей встречи с читателями в частном тверском магазине – под давлением областной администрации, на которую надавила местная епархия.
В этих условиях учебник, лоббируемый церковью, не встретит серьезного анализа научной среды. Даже если рецензент мужественно даст отрицательный отзыв – через него переступят, и нужный гриф все равно дадут.
В учебнике отца Дмитрия и матушки Нины возвещается телегония и утверждается, что мужчины поумнее баб будут. И ничего. Все 60 регионов со своими экспертами скушали.
Автора статьи «Наука о девственности» - протоиерей Николай Головкин. Уже став монахом и архимандритом он вещал: «Сегодня почти все славянские государства входят в антироссийский военный блок НАТО. Наше оружие против разъединения людей- Слово и молитва на славянском языке».
А в той своей статье он пишет: «не все знают, как влияет на здоровье потомства ДЕВСТВЕННАЯ ЧИСТОТА. Наши предки знали об этом: они умели подметить, что от гулящей девушки не бывает хорошего потомства. Поэтому нравственно падшую девушку считали испорченной, недостойной замужества. В наше время связь девственности с качеством потомства смогли объяснить генетики, открывшие в прошлом веке явление телегонии. Открытие телегонии в 19 веке сразу же было спрятано от людей. Для засекречивания была найдена и даже внесена в энциклопедию удобная фраза: якобы явление телегонии не подтвердилось... Но, как говорится, нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. Особенно когда начали проводиться на территории Советского Союза международные фестивали, стали нередкими факты, когда наши русские девушки стали рожать от белых генетически здоровых СВОИХ мужей - детей "ни в мать, ни в отца, а в черного и дебильного молодца".
Более серьезный изъян этого курса: за два года (10-11 классы) он находит лишь один урок для разговора о конфликте в семье. Это общий порок православной и советской педагогики: они говорили об идеальных людях и готовили к жизни в идеальном обществе. А как быть, если принц оказался даже не свиньей, а просто маменькиным сынком? Как жить одной с ребенком? Как жить с ребенком-инвалидом? Сколько таких болезненных сценариев предуготовлено этим школьникам. А им вместо этого рассказывают сказку о любви Петра и Февронии (тоже один час; см. http://www.school2karpinsk.ru/images/dokyments/%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%96/%D0%9D%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8.pdf).
Ну, а главный порок этого учебника и всех ему подобных очень прост и очевиден. Пожилые авторы пишут эти учебники для своих родителей. «Чтобы покойная мама одобрила. Тут все, как она учила». У некоторых эти внутренние цензоры объективированы в виде «старцев-духовников». Детей авторы просто не видят и не представляют себе.
Так что лучше вообще не писать учебники «про это». Надо просто снять серию видеороликов. Своего рода «Дом-7». И в классе обсуждать коллизии в отношениях этих «одноклассников». Ну, как делаются фильмы про иновременных «попаданцев» («Туман», «Чернобыль» и т.п.). «Ребята, я пробовал и то и другое. Вот это – действительно попадос… Один тот вечер приблизил меня к смерти на двадцать лет».
|
</> |