Новогодняя Парма 2024-25. Часть 2. Усьва


Уже четвертый год подряд выспаться 1 января нам не удается. Конечно, частично мы сами в этом виноваты: сидели бы дома, никто бы рано утром не поднимал. Но в новогоднем туре жаловаться бесполезно - гид, водитель, автобус и остальные 40 человек группы ждать не будут.
01.01.2025. Сегодня нас повезли на северо-восток от Перми, в сторону Губахи и Усьвы. Здесь сразу стоит сказать, что помимо положительных изменений в программе тура, попадались и отрицательные. Из-за новогодних праздников программы на 1 и 2 января поменяли местами (поскольку что-то из запланированного 1 января не работало), но бронирование гостиниц осталось без изменений. Поэтому сегодня нам предстояло, побывав в Губахе, снова возвращаться в гостиницу в Пермь, а завтра из Кунгура ехать в гостиницу в Губаху.
Объясняли этот сбой логистики тем, что туроператор в Москве не вполне владеет информацией о ситуации на местах. Как бы то ни было, но в результате нам выпало несколько длительных автобусных бросков километров по 200-300, что слегка отравляло удовольствие от самих экскурсий. Но нам со Светланой достался в автобусе самый последний ряд кресел, где кроме нас, никто не сидел. Поэтому мы вдвоем укладывались на 5 сиденьях и спокойно дремали все эти долгие перегоны. Но я отвлекся.
Сегодня нам предстояло увидеть Усьвинские столбы. Автобус доставил нас в поселок Усьва, здесь ждали снегоходы. Забавно, но раньше нам ни разу не выпадало этим видом транспорта пользоваться. Оказалось, довольно интересно. Ехать надо было несколько километров по лесной дороге. В одну сторону я проехал на заднем сиденье снегохода, обратно – на банане. Ощущения совсем разные, на банане – гораздо веселее, и видимость лучше.

В интернете про столбы сказано следующее: это огромный каменный массив на правом берегу реки Усьвы, сложенный известняками. Он вытянулся в длину на несколько километров и достигает высоты 120 метров. На камнях можно встретить отпечатки древних кораллов, брахиопод и другие окаменелости, напоминающие о том, что много миллионов лет назад здесь плескалось море.

Позже в интернете я разглядывал фотографии, сделанные летом со стороны реки – на них скалы были видны очень хорошо, особенно на контрасте бело-серого известняка и еловой зелени. Но здесь ночью прошел обильный снегопад (да и при нас днем продолжался), и вокруг все было белым-бело: и елки, и камни. Да и смотрели мы на это не снизу, а с верхней тропы. И хотя зимние пейзажи сами по себе были красивые, но столбов как таковых я почти не увидел. Поэтому лично у меня их вид вызвал некоторое разочарование.



Правда, Чертов палец нужное впечатление произвел. Это был величественный 70 метровый останец, который гордо высился над рекой, подобно древнеегипетскому обелиску. И весь его горделивый облик красноречиво свидетельствовал, что он прекрасно знает себе цену, и что мои мелкие рассуждения, стоило ли ради него ехать 200 км, его совершенно не волнуют.


Обратный путь в Усьву на подпрыгивающем банане быстро приподнял мое настроение, и на обед в Губаху я прибыл уже с хорошим аппетитом, и вполне готовым к новым приключениям. И после обеда нас повезли в Каменный город.
От места остановки автобуса до «города» было километра полтора. И уже упомянутый мною прошедший накануне снегопад превратил нашу тропу в заснеженную сказку. Торопиться совсем не хотелось, хотя мы и понимали, что лучше попасть в город засветло, а не в сумерках. Но в таком лесу ноги останавливались сами почти у каждого дерева.



Наконец, впереди показались первые скалы. В Сети и в популярной литературе о «городе» сказано следующее: Город расположен на главной вершине хребта Рудянский Спой. Он представляет собой мощный скальный массив, сложенный мелкозернистыми кварцевыми песчаниками нижнего карбона, которые являются частью угленосной толщи, сформировавшейся в дельте большой реки.



Тогда эта река впадала в Пермское море. Косая слоистость песчаников, которую можно заметить на скалах, связана именно с этими потоками воды. Позже породы окаменевшего древнего русла в результате тектонических процессов поднялись вверх. С течением времени мороз, ветер и перепады температур сделали своё дело – образовались причудливые останцы Каменного Города.



Массив прорезан глубокими, до 8-12 метров, трещинами шириной от 1 до 8 метров, как в меридиональном, так и в широтном направлениях, что создает иллюзию глубоких и широких перпендикулярно пересекающихся улиц, улочек и переулков древнего заброшенного города.
Причем трещины, действительно, были абсолютно разных размеров. По некоторым можно было свободно шагать, в некоторые – только попытаться втиснуться.




Кроме того, имелись и разного размера проходы и небольшие туннели. В некоторых не надо было даже нагибаться, в другие приходилось влезать на четвереньках.


Вдоволь налазившись по лабиринту внизу, мы выбрались наверх. Верхушки у скал здесь были плоские, и по ним можно было ходить, как по маленьким плато. Отсюда открывался вид на окружающие леса, над которые возвышались отдельные останцы, еще более высокие.



Самое главное тут было не улететь в трещины, которые местами были присыпаны снегом.

Как я понял, большинство здешних скал имели (как и на Красноярских, и на Ширинских столбах) свои собственные имена. Но зимой это явно было не актуально, поэтому мы бродили среди них, совсем не задумываясь, кто на кого похож. На меня «город» произвел очень большое впечатление, гораздо большее, чем утренние столбы – здесь мы все видели не издалека, а ходили совсем рядом и в любую минуту могли дотронуться рукой. Здорово!




А на обратном пути к автобусу мы снова прошли через волшебный лес…


Переход к следующей записи
|
</> |