Новое в застройке района Ленинградского шоссе

топ 100 блогов vsehsvyatskoye24.08.2023

Публикую статью «Новое в застройке района Ленинградского шоссе» из журнала «Архитектура СССР», 1956, №11. Авторы статьи В. Лебедев, А. Туркенидзе, главные архитекторы проектов, и Ю. Фридман, заместитель руководителя магистральной мастерской № 2, главный инженер проекта магистрали. Это в некотором смысле продолжение статьи Каро Алабяна «Комплексную застройку жилых кварталов — в центр внимания», написанной для того же журнала годом ранее. В статье рассказывается о застройке площади развилки Ленинградского и Волоколамском шоссе, проекте жилого дома, в котором размещался магазин «Детский мир», а также о неосуществлённом проекте застройки квартала у восточного (довоенного) вестибюля станции метро «Сокол».

Застройка Ленинградского шоссе. Генплан.
Застройка Ленинградского шоссе. Генплан.

Ленинградское шоссе — одна из главных радиальных магистралей Москвы, связывающих центр города с северо-западным районом столицы. Одновременно Ленинградское шоссе является транспортной магистралью общегосударственного значения, соединяющей Москву с Ленинградом, с городами и областями северо-западной части Союза, а также — через Волоколамское шоссе — с Ригой.

Протяженность шоссе от площади Белорусского вокзала до моста через канал имени Москвы — 16 км.

От площади Белорусского вокзала до Окружной железной дороги Ленинградское шоссе пересекает главным образом жилью районы.

По генеральному плану реконструкции Москвы в районе Ленинградского шоссе намечается крупное строительство.

Благоприятная санитарная характеристика, насыщенность местности зелеными насаждениями, значительность существующего капитального жилого и общественного фонда и вместе с тем большое количество участков, свободных от капитальной застройки и обеспеченных городскими коммуникациями, а также всеми видами городского транспорта, — все это обусловило масштабы строительства, предусмотренного шестым пятилетним планом. Всего за период 1951—1960 гг. в районе Ленинградского шоссе намечено ввести эксплуатацию 972 тыс. м² жилой площади.

Чтобы обеспечить концентрированную комплексную застройку кварталов передовыми индустриальными поточно-скоростными методами по типовым проектам и создать населению наилучшие бытовые условия, эскизный проект планировки и застройки был в 1956 г. коренным образом переработан авторским коллективом магистральной мастерской № 2 института «Моспроект» (руководитель — архитектор К. Алабян). Вопросами транспорта и подземных коммуникаций занимались Институт генплана совместно с магистральной мастерской № 2.

Наличие серий типовых проектов 4—5- и 8-этажных жилых домов способствовало работе по планировке кварталов, внутриквартальному благоустройству, размещению школ, детских учреждений, магазинов, гаражей для индивидуальных автомашин и др.

Новое в застройке района Ленинградского шоссе
Застройка района развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе. Макет. Новый вариант.
Застройка района развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе. Макет. Новый вариант.

Устранение излишеств в ранее утвержденных проектах позволило коллективу магистральной мастерской № 2 значительно сократить сметную стоимость строительства, достигнуть увеличения жилой площади в пределах прежней кубатуры.

Мастерской № 2 разработаны (ныне утвержденные Мосгорислолкомом) экспериментальные и типовые проекты 4—5-этажных жилых домов с малометражными квартирами для посемейного заселения.

Уже теперь применение типовых проектов в районе Ленинградского шоссе доведено до 90%, а в ближайшие годы жилое и общественное строительство на магистрали будет полностью осуществляться, согласно новому проекту застройки, по типовым проектам.

Новое планировочное решение, помогая Главмосстрою широко развертывать индустриальные работы, давая возможность снизить стоимость и сократить сроки строительства, в то же время повышает архитектурное качество застройки. Вместо ранее запроектированных в ряде кварталов и на площадях парадных, дорогостоящих домов, запроектированных без учета интересов населения, теперь как в новых, так и в реконструируемых кварталах применяется свободное размещение домов, лучше проветриваемых и освещаемых солнцем, по возможности отодвинутых от шумных проездов. Проектируются удобные площадки для отдыха населения, игр и спорта, хозяйственные дворы, автостоянки и т. п. Предусматривается все, чтобы советскому человеку было удобно жить, трудиться и отдыхать.

Пересмотрена также и этажность зданий в соответствии с рекомендациями Всесоюзного совещания строителей, которое признало наиболее рентабельной застройку в 4—5 этажей. При этом авторы должны были, конечно, учитывать и уже сложившуюся застройку, ее характер и высоту, а также местоположение и значимость узлов и отдельных зданий на магистрали.

Намеченный на текущую пятилетку объем строительства позволит полностью закончить реконструкцию самого Ленинградского шоссе — одной из главных магистралей столицы, а также завершить строительство площади Марины Расковой, у станции метрополитена «Аэропорт» и площади развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе.

Решая в целом планировку и застройку магистрали, мастерская уделяет серьезное внимание и каждой площади, каждому кварталу, каждому участку.

Для характеристики нового проекта застройки магистрали авторы предлагают рассмотреть решение площади развилки и примыкающего к ней квартала у станции метрополитена «Сокол».

В месте развилки, как известно, образуется большая площадь, являющаяся ответственным транспортным узлом. На этой площади уже воздвигнут ряд общественных и жилых зданий.

В ближайшие годы реконструкция площади полностью завершится. Будет выстроено как бы замыкающее перспективу магистрали при движении от центра Москвы здание Гидропроекта и окончена застройка двух крупных жилых кварталов.

Новое в застройке района Ленинградского шоссе
Новое в застройке района Ленинградского шоссе
Перспектива застройки квартала между проектируемыми проездами №971 и 1056. Эскизный вариант.
Перспектива застройки квартала между проектируемыми проездами №971 и 1056. Эскизный вариант.

Недавно Архитектурно-строительный совет рассмотрел и одобрил новый проект застройки площади и квартала, расположенного между проектируемыми проездами №971 и 1056.

В одном из намечавшихся ранее вариантов здание Гидропроекта было запроектировано высотным, с башней. Оно должно было главенствовать в ансамбле площади. Окаймляющие площадь здания проектировались протяженными, образуя фронт периметральной застройки, подчиненной высотному зданию.

Откликаясь на справедливую критику общественности, авторский коллектив в составе К. Алабяна, В, Лебедева, Д. Канатова, В. Соколовой, Г. Чернышева пересмотрел проект административного здания и переработал его е учетом современных методов строительства, улучшения планировки здания и применения заводской номенклатуры изделий. В целях снижения стоимости здание проектируется ныне без высотной части.

Встал вопрос и о пересмотре самих принципов застройки. Эта работа должна коснуться не только площади, но и окружающих ее кварталов.

Перспектива застройки восьмиэтажными типовыми домами квартала между проектируемыми проездами № 971 и 1056. Авторы проекта: архитекторы В. Лебедев, Д. Канатов, К. Розвадовская, инженер Г. Липкин.
Перспектива застройки восьмиэтажными типовыми домами квартала между проектируемыми проездами № 971 и 1056. Авторы проекта: архитекторы В. Лебедев, Д. Канатов, К. Розвадовская, инженер Г. Липкин.
Застройка восьмиэтажными типовыми домами квартала между проектируемыми проездами № 971 и 1056. Генплан. Авторы проекта: архитекторы В. Лебедев, Д. Канатов, К. Розвадовская, инженер Г. Липкин.
Застройка восьмиэтажными типовыми домами квартала между проектируемыми проездами № 971 и 1056. Генплан. Авторы проекта: архитекторы В. Лебедев, Д. Канатов, К. Розвадовская, инженер Г. Липкин.

Одним из факторов, с которым авторы не могли не считаться, явился также запроектированный несколько лет назад в мастерской № 1 Моспроекта административный многоэтажный корпус на площади развилки (авторы — архитекторы Г. Вульфсон и К. Кислова). Ныне строительство его заканчивается. По своей высоте и характеру архитектуры, насыщенной орнаментами, это симметричное монументальное сооружение создает при отказе от башенного решения на соседнем участке мощный архитектурный центр с осью симметрии, поперечной основному направлению Ленинградского шоссе. Вот почему от проектировщиков потребовалось составление нового варианта застройки района площади. Изменения коснулись и решения жилой застройки в квартале между проектируемыми проездами № 971 и 1056.

Прежнее решение этого квартала представляло собой П-образную в плане периметральную застройку с главным фасадом протяженностью 250 м. Запроектированный 10-этажный жилой дом блокировался из ранее утвержденных типовых секций для 8—10-этажной застройки. Высокий козффициент К2 секции, повышенное количество лифтов, неэкономичность парадных лестниц и ряд других факторов, несомненно, приведи бы к удорожанию строительства. Кроме того, Г-образные угловые секции ухудшали освещение во внутренних углах дома. Широтное расположение основного корпуса ориентировало большое число комнат на север. Значительная часть квартир располагалась по фасаду, выходящему на шумную площадь.

Застройка десятиэтажными жилыми домами квартала между проектируемыми проездами № 971 и 1056. Старый вариант.
Застройка десятиэтажными жилыми домами квартала между проектируемыми проездами № 971 и 1056. Старый вариант.

В своем новом предложении авторы застройки квартала (В. Лебедев, Д. Канатов, К. Розвадовская, Г. Липкин) исходили из принципов квартальной жилой застройки, максимально удобной для будущих жильцов. Это заставило прежде всего пересмотреть ориентацию застройки по странам света, в результате чего в проекте почти полностью ликвидированы жилые комнаты, выходящие на север, и создана двусторонняя инсоляция квартир.

Застройка восьмиэтажными домами квартала между проектируемыми проездами № 971 и 1056. Фасад с площади развилки. Авторы проекта: архитекторы В. Лебедев, Д. Канатов, К. Розвадовская, инженер Г. Липкин.
Застройка восьмиэтажными домами квартала между проектируемыми проездами № 971 и 1056. Фасад с площади развилки. Авторы проекта: архитекторы В. Лебедев, Д. Канатов, К. Розвадовская, инженер Г. Липкин.

Вместо одного П-образного в плане жилого 10-этажного дома, запроектированного по индивидуальному проекту, на участке запроектирован жилой комплекс из четырех типовых 8-этажных домов с благоустроенными, хорошо проветриваемыми, озелененными дворами. Для них были взяты разработанные САКБ типовые проекты жилых 8-этажных домов, на 112 квартир каждый, с наружными кирпичными стенами и сборным железобетонным каркасом.

Выбор указанных типовых домов объясняется их габаритами, позволяющими образовать необходимые разрывы между домами и торцовыми секциями. Кроме того, Г-образные в плане торцы домов имеют окна и несколько шире по сравнению с узкими глухими торцами других типовых проектов. Это имеет немалое значение для архитектурного решения всего фасада, выходящего на площадь.

Избранный тип домов обеспечивает нормальную плотность застройки, составляющую 24%. Из общей площади квартала в 5,8 га под жилую застройку отведено 3,8 га. Остальная территория, включая озелененные участки, предназначается под межквартальный сад.

Расположенные торцовыми фасадами к площади корпуса жилых домов связываются в единое целое «лентой» 2—3-этажных магазинов. Магазины хорошо встраиваются как в торцах домов, так и в разрывах между ними. Принят единый конструктивный шаг в 5,6 и по всей длине главного фасада, выходящего на площадь. Поперечный шаг корпуса магазинов — 6,4 м. Принятые схемы позволяют удобно решить технологию торговых помещений. Расположенный в центре большой магазин «Детский мир» проектируется 3-этажным, с планировкой, соответствующей планировке типовых 3-этажных отдельно стоящих магазинов, проекты которых разработаны в САКБ. Этот прием дает возможность не располагать жилье над торговыми помещениями (за исключением торцовых секций), а также лучше организовать и изолировать хозяйственные подъезды от озелененной части дворов.

В двух крайних корпусах, расположенных вдоль красных линий, первые этажи занимаются коммунально-бытовыми учреждениями. В одном корпусе проектируется ресторан, в другом — детский сад и пункт приемки и выдачи белья. В первых этажах двух средних корпусов, в удалении от площади, размещаются квартиры.

Постановка жилых домов торцами, обращенными в сторону площади развилки, должна значительно уменьшить проникновение городского шума в квартиры, что является преимуществом предлагаемой планировки. Такой прием неоднократно встречался в нашей и зарубежной практике. Однако узкие торцы домов (в особенности не имеющие окон) нередко производили невыгодное впечатление. Поэтому наше предложение, сулящее ряд бесспорных преимуществ, связано с известными творческими трудностями.

Однако ряд эскизных вариантов, разработанных авторами, свидетельствует о значительных архитектурных возможностях этого в общем мало распространенного в современной советской практикк композиционного приема. Например, сочетание жилой застройки с пристроенными в торцах 2—3-этажными магазинами с большими остекленными витринами создаст впечатление целостности всей застройки и придаст ей черты выразительности, необходимой для ансамбля крупной столичной площади.

В условиях существенных изменений в объемно-планировочной схеме площади развилки предложенный прием застройки, одобренный Архитектурно-строительным советом, учитывает наличие симметрично-осевой композиции административного здания, выстроенного на площади, и как бы расширяет пространство площади, соединяя ее с разрывами между жилыми домами.

Предлагаемый прием доказывает, что применение типовых проектов, при соответствующем творческом подходе, позволяет создавать разнообразную и привлекательную архитектуру наших площадей и улиц.

Следует заметить, что до сих пор у нас отсутствуют интересно решенные торцовые фасады. Как правило, основное внимание архитекторы уделяют главным фасадам.

При расположении торцами на улицу все фасады приобретают почти одинаковое значение и не могут подразделяться на главные и второстепенные. Решение всех фасадов типового дома требует высокого мастерства. Необходимо при этом тщательно продумывать и вопросы облицовки фасадов.

Проект застройки квартала 1/20. Генплан. Авторы проекта К. Алабян, А. Туркенидзе, И. Волков, инженер Ю. Фридман.
Проект застройки квартала 1/20. Генплан. Авторы проекта К. Алабян, А. Туркенидзе, И. Волков, инженер Ю. Фридман.

В ближайшее время Главмосстрой начинает строительство двух крупных жилых корпусов по Ленинградскому шоссе, № 162—214.

В районе станции метрополитена «Сокол» запроектирован жилой квартал № 1/20. Проект его, разработанный магистральной мастерской № 2, утвержден Мосгорисполкомом. Территория квартала, общей площадью 26 га, ограничена Ленинградским шоссе, будущим северным отводом 4-го Паркового кольца, 3-й улицей Усиевича и Князевским переулком.

Генеральный план застройки решён в виде четырех отдельных жилых блоков, расположенных по 3-й улице Усиевича, и двух жилых блоков, выходящих на Ленинградское шоссе и 4-е Парковое кольцо.

Всего в квартале будет 22 жилых дома с общей жилой площадью свыше 100 тыс. м².

При решении застройки квартала авторы стремились к правильной ориентации домов по странам света и к хорошей инсоляции дворов, к подбору типовых домов с учетом максимальной их повторяемости.

Для застройки были приняты типовые проекты 8-этажных жилых домов, разработанные в институте «Моспроект».

Наиболее ответственной частью является фронт застройки от площади развилки по Ленинградскому шоссе. На этом участке возведут два жилых 8-этажных дома общей протяженностью 170 м. По их оси, в курдонере, запроектировано здание кинотеатра на 1200 мест.

Большое внимание было уделено вопросам благоустройства и озеленения как территории каждого жилого блока, являющегося самостоятельным организмом, так и всего квартала в целом.

На территории квартала располагаются три школьных здания и два типовых отдельно стоящих здания детских ясель, со своими участками игральных площадок. Детские сады запроектированы встроенными. В угловых частях домов, образующих курдонер, расположатся встроенные вестибюли станции метро «Сокол». Существующий наземный вестибюль станции «Сокол» намечен Управлением метрополитена к сносу, как не обеспечивающий возросшие за последние годы потоки пассажиров.

Исходя из изложенных принципов, разрабатываются и проекты застройки остальных кварталов на магистрали.

Проект застройки квартала № 1/20. Резвертка с Ленинградского шоссе.
Проект застройки квартала № 1/20. Резвертка с Ленинградского шоссе.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Нет ничего более постоянного в нашем государстве чем непостоянство. В любой день могут взять и кардинально что-нибудь поменять, то часовые пояса сдвинуть, то налоги или запреты ввести новые. Причем частенько бывает, что сначала что-нибудь натворят, а потом думают, как выкручиваться. На ...
Столица Карелии город Петрозаводск. Что посмотреть, достопримечательности и лайфхаки Ласточка отходит с  Ладожского вокзала Санкт-Петербурга в 6.30. Надеюсь и нам и вам будет интересно ))) Петрозаводск вытянут вдоль побережья Онежского озера на 21,7 км. Кроме ...
...
Здравствуйте уважаемые. Приятного времени ...
Вчера почему-то вспоминала Станислава Лема, а уже в ночи вспомнила фильм "Леди Каролина Лэм", смотренный мною в юности. Захотелось посмотреть заново. Там любовь, Байрон, что-то вроде дамы-пажика, такое всё. Скачала. НЭТ! ну это же склероз и климакс с Любовью Орловой. Первые кадры - ...