НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НОВОЙ ЭПОХИ

топ 100 блогов domestic_lynx07.08.2020

Накануне нового учебного года все гадают, как он начнётся: онлайн? Офлайн? С энтузиазмом подхватили  незатейливую мысль колумнистки ‘The New York Times’ Нелли Боулз,  онлайн – это для бедняков, а престижная публика выбирает живые сервисы. 

А как по-другому-то может быть? Всё, что становится общедоступным – автоматически перестаёт быть  престижным, и фокус престижа смещается на то, что доступно не всем. Когда большинство было селянами и работало в поле – иметь загорелую физиономию – это было «фи». А когда большинство стало работать в закрытых помещениях – загар стал признаком дорогостоящей праздности. Престижным стал. Ровно так же и гаджеты, и онлайн сервисы.  К качеству и эффективности это отношения не имеет – только дороговизна и недоступность. 

То, что сегодня происходит в образовании, гораздо значительнее и шире всех этих горячих дискуссий про онлайн и офлайн. Та или иная система организации учебного процесса – это техника. А суть  гораздо масштабнее. И состоит она в  тектоническом сдвиге образовательной парадигмы. Короновирус и все сопутствующие ему ужимки и прыжки – это просто проявитель, возможно, катализатор этого сдвига. Слома прежней парадигмы. 

Мы упорно не хотим этого замечать. Нам кажется, что всё это ошибка, происки врагов и достаточно вернуться к доброй советской школе, как  морок развеется и всё будет чрезвычайно хорошо, как говаривал герой Ильфа и Петрова.  

Меж тем сегодня мы присутствуем при умирании системы массового стандартизированного образования. Эта система – порождение индустриального общества. Человек в таком обществе – это деталь громадного механизма индустриальной цивилизации, деталь, которая должна работать определённым, предусмотренным проектировщиком образом. Как ни визжали прогрессисты по поводу сталинских «винтиков» - это неоспоримый факт, в котором нет ровно ничего оскорбительного. Огромная фабрика, организующая трудовое взаимодействие необозримого трудового коллектива – вот метафора и одновременно идеал индустриального общества. И образование было заточено под него. Образование – это всегда инструмент для формирования того человеческого типа, который требуется в определённую эпоху. 

До индустриальной эпохи массового стандартизированного образования не было. Знания и умения, накопленные в обществе, безусловно, передавались новым поколениям, но способы этой передачи были разные, не всегда формализованные. Преобладало индивидуальное обучение. Любопытно, что сам феномен урока, работы одновременно с целым классом изобрёл чех Ян Коменский в XVII веке. До этого учили индивидуально, даже если ученики сидели в одном месте. 

Сегодня мы видим распадение прежде стройной системы на огромное количество фрагментов, разных траекторий. То, что многим кажется, чем-то случайным – на самом деле может оказаться проявлением новой парадигмы. 

Например, домашнее образование. Оно занимает всё большее пространство. Публикой овладевает идея: хочешь чему-то подлинно научиться – учись частным образом. Школа всё больше становится просто площадкой для тусовки и средством социализации, чем прежде был двор. Активизировались мамы и бабушки: многие сами взялись за обучение детей.     

Мне кажется, гораздо умнее учить своих внуков, чем заниматься какими-то высосанными из пальца «активностями» в рамках программы «Московское долголетие». 

Знаменитый педагог Ушинский когда-то написал свою  «Азбуку» не для школы – он посвятил её русским матерям; в предисловии он писал, что нет ничего полезнее и увлекательнее обучения собственных детей. 

Я лично учила своих детей иностранным языкам, при этом я не педагог – ни по диплому (по диплому я переводчик), ни по роду занятий. И ничего – справилась. Сын в 15 лет делал ровно то, что делает выпускник переводческого факультета Иняза: переводил на встречах и переговорах с иностранцами. 

Я встречала отца, который работает на дому программистом. Он с увлечением учит своему ремеслу двоих сыновей, надеясь вырастить из них хороших профессионалов. 

Не все же это могут! Некоторые не умеют! А и не нужно, чтобы нечто делали ВСЕ. В том-то и штука, что резко возрастает разнообразие способов жизни и способов обучения.  

Если так дело пойдёт, то образование в перспективе станет частным делом семей. А что же государство? Думаю, оно будет давать семьям те деньги, которые предназначает на образование каждого ребёнка, а родители решат, каким учителям их уплатить. Маленькие школы, частные пансионы – всё это было когда-то и, согласно гегелевской триаде отрицания отрицания, может возникнуть снова. 

Увольнение начальника московского наробраза г-на Калины – имеет символическое значение. Ночь особенно темна перед рассветом. В последнее время стандартизация обучения достигла своего апофеоза: ЕГЭ, отсечение лишних слов в сочинении, громадные школы-комбинаты, дипломы непременно государственного образца. Всё это видится мне как предсмертная ремиссия стандартизированного образования. Больной всё равно умрёт. И родится что-то новое. Оно уже растёт, как молодые берёзки среди развалин. Надо только увидеть и поддержать. 

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Общее число жертв коронавируса в Италии перевалило за 13.000. За последние сутки умерли 727 (вчера было 837). 394 пациента за сутки умерли в Ломбардии. Выявлено 4.782 инфицированных (вчера 4.053). Правительство приняло решение продлить карантин на десять дней, то есть по 13 апреля ...
  Думаю поделиться личными наблюдениями за пользователями МП и сделанными на этом основании выводами. Изложенное прошу ни в коем случае не считать за инструкцию по применению или за рекомендации к действию. Просто наблюдения и всё.    Каждый из нас, открывая личную страничку в МП, подп ...
Сегодня я случайно увидел, чему учили в шестом классе моего старшего сына: А еще сегодня я составил список из 100 пунктов, что должны знать студенты, которых мы четыре месяца учили по субботам на пару с Тимуром Палташевым из AMD в одном из местных университетов. Студенты в основн ...
...кунгурята и до Челябинска добрались "...все дома в Челябинске, старинные, стоят с погребальными вазами для праха - на крышах. Людей смела волна, но о них помнили." Ну и так далее - волны и раковины на наличниках и фасадном декоре. Не даю ссылок на его единомышленников - их в ЖЖ поч ...
Занадобилась рамка со стеклом, и я вынула из чрева Гаргантюа подходящую дубовую 35х30, в свое время подобранную сами знаете где. Я их, если подбираю с содержимым, так и складирую не распатронивая, а когда занадобятся для хозяйства, то оригинальное содержимое, если достойное, ...