Новый вуз
mama_gremlina — 11.10.2019 После месяца работы можно делать выводы, и я хочу попробовать.Итак, Высшая школа экономики. Если рассказывать, то с самого начала. Именно с самого начала Вышка начала удивлять. Во-первых, они сами вышли на связь с предложением. Да, меня порекомендовал один из их сотрудников, у которого они спросили, нет ли на примете надежного человека (этот человек сразу же написал мне и признался, что порекомендовал). Но позвонили они мне сами, первые. Во-вторых, когда меня спросили, согласна ли я принципиально взять четыре пары математики у двух групп, а я осторожно начала мямлить, что могу потратить на это всего один день в силу своих семейных и географических условий и не уверена, что департамент сочтет возможным поставить в один день сразу обе пары у обоих групп... потому что в нашем-то вузе так не делают, считая (возможно, справедливо), что за неделю перерыва студенты забывают, что изучали... Так вот администратор департамента меня прервала и сказала, что какие вопросы, конечно поставим все пары в один день. В субботу меня устроит? Я, находясь немного в шоке (напоминаю, на текущий момент они знали обо мне только то, что сказал тот сотрудник, плюс то, что про меня есть в интернете, они не видели ни моих дипломов, ни сертификатов, ни паспорта, не видели меня живьем, не давали тестовых заданий и так далее), а в шоке я всегда наглею, уже немного тверже говорю, что суббота меня не устраивает. Тогда администратор предлагает мне выбрать день. Я выбираю пятницу. Администратор радуется и говорит, что мне перезвонят, когда надо будет документы показывать. Это было в начале августа.
В-третьих, в середине августа я забеспокоилась и начала сама спрашивать, чего там с документами. Оказалось, документы можно принести на первое заседание департамента перед занятиями. Ну что ж, это логично. Я так-то отвыкла от логичности и смирилась с тем, что её мало бывает в окружающем мире, но всегда вижу её, когда она возникает.
- А какие документы-то, спрашиваю?
- Ну какие - паспорт, инн и дипломы
И все? А список трудов? А справка о несудимости? А медицинская карта? А фотография двоюродной бабушки? Ничего не нужно? Это что же получается, я могу вообще не готовиться к этому заседанию департамента, на котором меня возьмут на работу? Не бегать по МФЦ в мыле, не делать триста восемьдесят копий, не дергать из Е-лайбрари труды?
Отлично, за оставшиеся до заседания дни я добыла рабочую программу, прочитала и поняла, что могу вести занятия "с листа", курс несложный и я могу вещать на любую тему из него, разбуди меня ночью. Поговорила с другими знакомыми из Вышки, они мне в один голос сказали, что работать с этими студентами намного проще в силу их более жесткого отбора и более высокой мотивации. И вот, в конце августа я пришла на заседание департамента математики. Первый раз живьем, а не в виде телефонного голоса или электронного письма.
На заседании департамента случилось в-четвертых. Они там обсуждали стыковку программ! Они обсуждали и корректировали последовательность изложения разных параллельно идущих дисциплин, чтобы студенты пользовались на одной дисциплине только тем, что уже было изучено на другой! То, чего я довольно безуспешно пыталась добиться в моем родном вузе, хотя бы не для параллельно идущих, хотя бы для последовательно идущих, а здесь - как само собой разумеется. Обсудили, скорректировали программы. Перечитайте: скорректировали программы. На заседании департамента. После чего администратор сказала, что ей все понятно, и она внесет корректировки в документы. Администратору понятно (потому что она сама математик и ведет занятия). Администратор внесет корректировки в учебные программы! Это в-пятых, наверное. Вообще-то это логично. Я так тоже делала у себя в вузе, выполняя роль этого администратора, редактируя учебные программы магистратуры при выходе нового ФГОС, не меняя содержания, но неофициально. А здесь - как само собой разумеется.
В-шестых, заседание затянулось, и когда в конце дошло время до приема документов у новых сотрудников, администратор сказала, что все устали, и давайте мы пришлем фотографии секретарю, а она сама все сделает, договоры там, пропуски, а мы потом придем на занятия и на переменке подпишем. Повторяю: фотографии документов. Не нотариально заверенные распечатки в трех экземплярах, а фотографии. Забегая вперед, скажу, что я все-таки смогла профилонить даже этот простой момент, проникнувшись общей залихватской антибюрократичностью организации, и в итоге, спохватившись уже в день занятий, просто принесла с собой невыложенные с прошлого раза документы, а секретарь сама их сфотографировала на телефон и отправила себе на почту. А через пару недель я получила на почту готовый договор и теперь знаю, сколько денег мне заплатят в конце семестра :)
В-седьмых, организация доступа в аудитории. Тот же пропуск, пластиковая карточка с фотографией и регалиями, которая пропускает преподавателя через турникет на входе, открывает ему аудиторию, закрепленную за ним. В том числе тренажёрный зал, он там есть и это в-восьмых. При этом мои четыре пары были поставлены в одну и ту же аудиторию. И когда на заседании департамента я согласилась взять ещё пятую пару, второй вид математики у группы другого направления, то мне эту группу поставили в тот же день, без окна, и в ту же аудиторию. То есть мне не только не нужно бегать по этажам брать и сдавать ключи перед каждым занятием, потому что есть магнитная карточка, но и вообще никуда бегать не надо, потому что всё в одном месте.
В девятых, я прямо кожей ощущаю абсолютный приоритет преподавателя как главного действующего лица. При необходимости перенести пару можно написать электронное письмо или позвонить ответственному человеку, и не позже чем через полчаса занятия будут переставлены на удобное время. Никаких сложных процедур, актов, нервов. Основное расписание тоже уважает интересы и пожелания преподавателя. И даже в Студенческой столовой преподавателей кормят без очереди и с 30-процентной скидкой.
Но при этом, в-десятых, о студентах тоже заботятся. При поступлении им выдают целый комплект тематического мерча. Блокнотики, ручки, красивые сумки с логотипом института. В коридорах везде расставлены кулеры с горячей и холодной водой, бесплатные для всех. Много кофейных автоматов, эти платные, но дешевые и вкусные. Стоят машинки для распечатки документов. Преподавателям бесплатные по приложению магнитной карты, студентам не совсем. И, наконец, в главном коридоре стоят подключенные к сети компьютеры, к которым может сесть любой студент в свободное время.
В-последних и в-главных. В отличие от других моих коллег по новому вузу, я не вполне согласна с тем, что качество студентов Высшей Школы отличается от качества студентов нашего старого вуза на порядки. Но отличия есть. В первую очередь это отличие даже не в уровне подготовки, а в мотивации. Наши тоже приходят на первый курс с горящими глазами и желанием учиться. Ну, в большинстве. Но уже через пару месяцев в ряде направлений я замечаю, как это желание затухает. Я предполагаю несколько причин, одна из которых - политика ВУЗа по неотчислению. Новые студенты за пару месяцев осматриваются, разговаривают со старшими, и начинают догадываться, что даже если не рваться пополам, всё равно свой диплом получишь. В высшей школе этого нет. В моих трех группах есть несколько студентов, отчисленных с прошлых лет и поступивших заново. Причём некоторые неоднократно. Достал на контрольной телефон - забрали работу без права переписывания. Замечен в списывании на экзамене - сразу лишаешься всех баллов, которые мог получить на этом экзамене, без права пересдачи. При этом балльно-рейтинговая система построена так, что получить свою честную тройку ты можешь даже пропустив контрольную или не сдавая экзамен. Так что если один раз на первой контрольной достал телефон, не разобравшись в правилах, или не поверив, что всё серьезно, то всё еще имеешь шанс продолжить обучение. Ну и общий уровень немного повыше. Не скажу, что для высшей математики это прямо так вот заметно, потому что так или иначе, но она сперва сложна даже для тех, кто сдал ЕГЭ на 90. Но вот в одной из групп у меня нет почти ни одного студента, который сдал ЕГЭ меньше чем на 70. И после занятий с этой группой я выхожу с приятной непривычной усталостью: они решают все задачи, которые я с собой принесла, даже те что "со звёздочкой, и ещё свои альтернативные варианты предлагают, и вопросы задают. Интересно.
Вот, сегодня 2 первых контрольных в двух группах и сдача индивидуального задания у третьей. Посмотрим, на что они способны не в коллективной, а в индивидуальной работе. Чему я успела их научить за полтора месяца...
Резюме:
- бюрократизма на порядки меньше, чем во втором моем вузе (подозреваю, что он есть, но видят его только администраторы и секретари, преподавателей не касается)
- преподавателя уважают и ценят
- вуз не жалеет денег на инфраструктуру: все очень красиво и удобно
- студенты мотивированы, потому что видят, что их не пугают отчислением, а реально отчисляют, и за их освободившееся место еще и драка будет
Ничего пока не скажу про качество образовательных программ. И не хочу пока говорить о недостатках. Буду наблюдать дальше
|
</> |