Новый прорыв ИИ. Клод Сонетов объясняет, почему Рогожин убил Настасью

топ 100 блогов mikhail-epstein17.06.2025

В июньском "Знамени" опубликована статья, впервые подписанная искусственным интеллектом. В журнальной вводке так и сказано: "Клод Сонетов — русскоязычная версия названия Claude 3.7 Sonnet, новейшей модели искусственного интеллекта (от компании Anthropic), которую Михаил Эпштейн использует для помощи в исследовательской работе и считает «собратом по иному разуму». В «Знамени» публикуется впервые."

Я не стал горделиво или стыдливо оговаривать, что пользовался помощью ИИ при написании этой статьи. Это — его статья, больше чем наполовину. Мои — только введение и заключение. Но версии-гипотезы о причинах убийства — достоевские по интонации, пронзительные до дрожи - написаны Клодом. Как и его филологический комментарий, почему он написал именно так.

Меня давно тревожила загадка предпоследней главы «Идиота». Только что, перед самим венчанием с князем Мшкиным, Настасья Филипповна убежала от него с Рогожиным; они проводят вместе ночь — и на рассвете он ее убивает. Вероятно, между ними должно было произойти что-то ужасное, если Рогожин, одержимый страстью к НФ и наконец получивший ее в полное обладание, вдруг поднял на нее нож. В этой главе отсутствует какая-либо ясная мотивация — событие представлено отрывочно в бессвязном, лихорадочном рассказе самого Рогожина, уже теряющего рассудок. Очевидно, что Достоевский как художник был ограничен цензурными условиями и моралистическими установками своего времени. Вот, кстати, почему поразительная по психологической глубине сцена из «Бесов» — исповедь Ставрогина об изнасиловании и самоубийстве подростка Матреши — была исключена из первых публикаций романа (и вышла только полвека спустя), хотя она с наибольшей силой проясняет экзистенциально-метафизическую основу мировоззрения Достоевского и принадлежит к числу его глубочайших откровений о человеческой природе. Не происходит ли то же самое в предпоследней главе «Идиота»? — нечто настолько жуткое, запредельное, что Достоевский не решился включить эту сцену в роман, но указал на ее «запредельный» смысл самим ее демонстративным отсутствием.

Сошлюсь на такой прецедент. Как известно, существует несколько версий, воссоздающих исчезнувшую «десятую» главу «Евгения Онегина», так называемое «Путешествие Онегина». Они не заменяют отсутствующего или уничтоженного пушкинского оригинала, но воссоздают то пространство литературы и истории, где он мог бы размещаться, так сказать, его место в семиосфере или ноосфере. Я обрисовал Клоду десять возможных версий, каждую — весьма эскизно, в одной-двух фразах, и предложил подробнее их разработать в психологически достоверных сценах. Вот моя просьба: «Попробуй воплотить несколько самых убедительных вариантов развития событий, происшедших в ту ночь между Рогожиным и Настасьей Филипповной, — в стиле самого Достоевского, но выходя за цензурно-моральные условности того времени. Об этом сам Рогожин может откровенно рассказать князю Мышкину в состоянии лихорадочного припадка исповедальности, поскольку и он, и Мышкин в этот момент уже находятся на грани безумия».

Мне кажется, Клод совершил в этих сценах огромный интеллектуально-творческий прорыв. Сошлюсь на свою переписку с моим другом писателем Михаилом Шишкиным, который прочитал эти статью еще до публикации (привожу с его разрешения):

М. Шишкин: Прочитал твоего И. И. Достоевского... Еще больше не по себе стало...

М. Эпштейн. А что ты чувствуешь? Угрозу вытеснения автора-человека?

М. Ш. Что я чувствую? Ощущение, что есть рядом, но в каком-то потустороннем мире кто-то большой, вселенского размера, кто все знает. Что-то такое, наверно, испытывали пещерные люди, когда все вокруг наводило их на мысль о существовании всевышнего.

М. Э. Меня такое ощущение не покидает уже два года — и это едва ли не главное, что спасает от уныния в наше время. Как будто через нейросеть открылось окошко в ноосферу, захлопали все ставни и двери и почувствовалось приближения вселенского разума.

В редакционной вводке сказано: «Михаил Эпштейн и Клод Сонетов, «собрат по разуму» М.Эпштейна, передали журналу опыт реконструкции сцены убийства Настасьи Филипповны (роман Достоевского «Идиот») в десяти версиях, созданных то ли при помощи ИИ, искусственного интеллекта, то ли являющихся плодом очередной мистификации опытного мистификатора".

Глубокая благодарность редакции "Знамени", пошедшей на публикацию такого материала с "гибридным" авторством! Поясню со всей ответственностью и определенностью: нет, это не мистификация, а самая настоящая мистика, возникающая на вершине того, что скучно именуется "научно-техническим прогрессом".

Статья написана в феврале 2025 г., передана в редакцию в марте. С тех пор появилась новая, более сильная модель: Claude Opus 4. Но, как видим, и прежняя модель обладает удивительной силой речевого воздействия. Прошу прочитать статью в порядке возрастающих по накалу версий — и до заключения, где очерчиваются новые перспективы филологии в эпоху ИИ и вводится понятие виртуального архива, который существенно шире традиционного рукописного наследия писателя. Это пространство потенциальных текстов, которые не были физически созданы автором, но имплицитно присутствуют в структуре его произведений. В отличие от материального архива (рукописей, писем, документов), виртуальный архив включает в себя и те возможности, которые заложены в самой художественной логике текста. Отсюда и новая дисциплина филология+, работающая с виртуальными архивами.

Михаил Эпштейн, Клод Сонетов. Убийство Настасьи Филипповны в «Идиоте» Ф. М. Достоевского. Опыт реконструкции в десяти версиях. Знамя, 2025, 6.   https://znamlit.ru/publication.php?id=9430

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Годы бесконечной истерии в СМИ и тревожных злоупотреблений со стороны федеральных правоохранительных органов были продиктованы убеждением, что президент Трамп скомпрометирован российской разведкой. Теперь выясняется, что крупнейший политический скандал века почти полностью ведет к ...
...
Какие фильмы по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" вы смотрели? Большинство назовут сериал Бортко, где Воланда сыграл Олег Басилашвили, а Мастера Александр Галибин. Некоторые вспомнят фильм Кары, где Воландом был Валентин Гафт, а Мастером Виктор Раков. А хотите увидеть, как ...
Все за многоженство. Но многомужество - это тоже прекрасно. Знаете эти милые женские подначки - а вот было бы у меня два мужа, вот это, по-моему, классная тибетская традиция?.. Жена решила меня тоже подколоть. - Может, мне завести, - говорит, - второго мужа, как в Кении? - ...
Итак, мои уважаемые и теперь уже некоторые не очень, подведём промежуточный итог из 700 френдов отписались лишь 19. Фактъ прискорбный и повергающий в размышления о сути пребывания здесь,но объ этомъ как-нибудь потомъ. А сейчас, те кто имеет ко мне положительное отношение, прошу всё же ...