Новый Митя народился!
sapojnik — 04.06.2015
Забавен феномен «Леси Рябцевой», из-за которой вокруг «Эха Москвы»
бурлит вот уже второй месяц непрекращающийся скандал. В чем там
причина? Что все так ополчились на эту самую Лесю – и одновременно,
по классике шоу-бизнеса – вынесли ее на вершину по упоминаемости
среди всех пишущих журналистов страны?Леся – девушка юная; как водится у молодежи, абсолютно необразованная и даже просто дремучая, не слишком хорошо владеющая пером, но бойкая и дерзкая. Я бы, пожалуй, сравнил ее с юным Митей Ольшанским – был такой «король ЖЖ» на заре ЖЖ, в первой половине «нулевых». Митю тогда читали вообще все, и при этом так же самозабвенно на него ругались. Юный Митяй не забывал все время «добавлять газку» - например, как сейчас помню, всерьез требовал отменить в школах все естественно-научные предметы, яростно доказывая, что никакой химии, математики и биологии знать никому не надо и что он сам гордо не знает из этих бесовских наук ни бельмеса. Чем не Лесина трогательная уверенность, что в стране России проживает 8 миллионов человек?
Народ выл от возмущения, и посещаемость одинокого блога Ольшанского была в 2005 году сравнима с посещаемостью всего сайта «Комсомольской правды» (так, во всяком случае, уверял сам Ольшанский). Рецепт успеха был тот же – эпатаж, не то что даже отсутствие почтения, а просто-таки откровенное презрение к авторитетам. При этом, видимо, важно также и то, что Ольшанский по тем временам был откровенный фрик – странноватый молодый человек в очках с огромными диоптриями; в блоге ведет себя как «виртуальный мачо», в жизни выглядит как откровенный забитый «ботаник». Думается, этот контраст тоже добавлял пикантности образу.
Мы видим, что диковинная «Леся» идет за Ольшанским практически след в след. Так же дремучесть, та же эпатажность, та же непробиваемая самоуверенность – «виртуальный мачизм» и презрение к авторитетам. Я бы добавил (хотя это будет явная вкусовщина), что и во внешнем облике Леся чем-то подобна тому, старому «Митеньке»: красоткой, тем паче, «женщиной вамп» ее не назовешь, ее образ «отличницы-тихони в роговых очках» из той же серии «ботаник на тропе войны».
При этом, кстати, с Лесей мы наблюдаем тот же феномен, что и с Митей 10 лет назад: внезапно приобретенная феерическая известность внезапно придает им и некой нежданной сексуальности в глазах публики; во всяком случае, задумчивое «а что-то в ней есть» про Лесю можно услышать от юзеров мужеска пола почти столь же часто, сколь часто неожиданные «признания в любви» от экзальтированных дев мелькали на просторах ЖЖ по адресу Ольшанского (и порождают во мне то же чувство подзабытого удивления).
Словом, виртуальная общественность оказалась готова сотворить себе нового виртуального кумира – конечно, прежде всего с тем, чтобы оплевать его с ног до головы; но это русский стандарт, у нас иначе не бывает. «Культ Леси» вполне может начаться. Венедиктов, безусловно, молодец в том, что почувствовал волну и сумел подготовить клумбу для столь редкого растения, причем у себя в своем, в сущности, маленьком загончике (безусловно, сайт «Эха» несравним как площадка с LiveJournal, пусть даже и в прежнюю, слабоинтернетизированную эру). Тем самым он «приподнял» сайт своей радиостанции – так же, как Ольшанский в одиночку очень неслабо приподнял русскоязычный ЖЖ 10 лет назад.
Остается разобраться в конкретных механизмах лесиного «эпатажа». Как ни странно, Лесю разгневанная аудитория напропалую обвиняет в «хамстве» и «грубости»; странно это потому, что само «Эхо» известно как невероятно хамская радиостанция (все эти знаменитые вопли «Вон из профессии!» - это ведь и есть фирменное «Эхо»). А уж как на «Эхе» общаются со слушателями, периодически пробивающимися в эфир – это и вовсе притча во языцех. Так вот вопрос: почему преданная «Эху» аудитория, казалось бы, давно привычная к хамству во всех формах, вдруг так болезненно отреагировала на, в общем-то, вполне безобидные (во всяком случае, без мата и прямых оскорблений) высказывания еще недавно безвестной Леси?
Ответ прост: Леся осмелилась «поднять хвост» на СВОИХ. На «авторитетов» и «светочей». Это, к сожалению, родовая травма российской аудитории чего бы то ни было – она у нас, неважно, демократична она или патриотична, очень ориентирована на ИЕРАРХИЮ. Совковое, и глубже – старорусское чинопочитание. Люди спокойно воспринимают, когда хамят в лицо непосредственно им – но обижаются, если задевают их «авторитеты».
А Леся допустила и вовсе страшное: она позволила себе (или ей позволил Венедиктов) ругать «неприкасаемых» «Эха» ЗА ДЕЛО. То есть именно что не «хамить» в привычном «эховском» смысле, а – предъявлять претензии. Причем делает она это простовато, безыскусно – как умеет; но шаблоны затрещали и стали рваться со страшной силой.
В свое время Митя поднялся на том же – разве что действовал поглобальнее. Да и вообще, на мой взгляд, он был поталантливее. Разница примерно как между Маяковским – и Вознесенским 30 лет спустя.
Однако в смысле шоу-бизнеса то и другое неважно – все равно тот и другой собирали стадионы.
Как и сейчас это делает Леся. Собирает виртуальные стадионы на том узком, затоптанном и загаженном пятачке, на котором нынче умещается вся наша «обчественная жисть».
|
|
</> |
Заказать продвижение сайта: как выбрать оптимальную стратегию
Восход и сразу закат или темнота, друг молодёжи.
Красиво?
Йолакёттуринн
ИИ против ИИ в зимнем марафоне
Калейдоскоп цитат... Томас Соуэлл
Ещё несколько слов про Президента Николаса Мадуро и про его вину перед США
Мой календарь на 2026 год от Живого Журнала
31-ые декабря разных лет и ... веков :)

