"Новые факты из истории заселения Слободской Украины"
dralexandra — 26.10.2018 Скорее всего, я никогда не увидела бы приведенную ниже статью, если бы маршрут ПВД в прошлые выходные не оказался случайно проложен через село Молодовая.На то, что село нетипичное для наших мест, все обратили внимание, пройдя по его улице метров сто. Обычно ведь здешние более-менее благополучные сёла выглядят как-то так:
Посадить простенькие цветочки перед двором и крыльцом - обязательное дело, а "якщо є час та натхнення" - то и что-нибудь особенное надо вырастить.
Ну и, конечно - яблони, груши, черешни, вишни и т. д. вокруг дома. Для тени можно ещё берёзу, липу или ель посадить. Но лучше - орех: и с тенью всё в порядке, и мешок орехов есть. :-)
Здешние жители явно не таковы: цветов нет совсем, а плодовые деревья - редкость. Разные лиственные деревья на подворьях, правда, растут.
Я предположила, что это - русское село.
Общение с жителями Молодовой подтвердило догадку: они говорили по-русски, и явно не так, как говорят выучившие русский украинцы. Хотя и нельзя сказать, что это - следы южного наречия русского языка, которые явно заметны, например, у жителей Берестовеньки.
В центре села - традиционный мемориал воинам Красной Армии, погибшим в боях за него, и односельчанам, не вернувшимся с войны.
Почти все фамилии - русские.
Ещё по дороге в Харьков, когда появился 3G, я поинтересовалась историей этого села. Оказалось, что оно основано... в 1635 году. По крайней мере, так пишут в Википедии. В украинской версии написано намного больше, но время основания указано то же самое.
На Харьковщине таких старых сёл совсем немного, сам Харьков основан лет на 15 позже, поэтому дома я ещё немного покопалась в интернете и нашла очень интересную, на мой взгляд, статью. Которую и предлагаю вниманию читателей.
Могу себе представить удивление автора, когда он понял, что видел. Захоронения в виде прямоугольной в плане ямы с перекрытием на заплечиках в наших местах находили до сих пор только в скифских курганах, которым 2,5 тысячи лет.
По большому счёту он, скорее всего, прав: традицию заложили представители какого-то неславянского народа, пошедшие на службу к московскому царю. Вполне возможно - одни из последних осколков этого народа.
То, что "в истории Слободской Украины остался без рассмотрения интереснейший пласт этнической составляющей заселения данной территории" - некоторое преувеличение.
Скажем, А.И. Ригельман (1720 — 23 октября 1789) — русский военный инженер, инженер-генерал-майор, историк написал в 1786-м году объёмистую книгу "Летописное повествование о Малой России и её народе и казаках вообще, отколь и из какого народа оные происхождение своё имеют, и по каким случаям они ныне при своих местах обитают, как то: Черкасские или Малороссийские и Запорожские, а от них уже Донские и от сих Яицкие, что ныне Уральские, Гребенские, Сибирские, Волгские, Терские, Некрасовские и пр. казаки, как равно и Слободские полки".
В ней он, помимо всего прочего, рассказывает:
О Чугуевском козацком полку
"При оных же местах, между городов Изюма, Харькова и Острогожска, при городе Чугуеве, состоящем возле самой реки Северного Донца, находится козачий Чугуевский полк, из новокрещенных калмыков, который от время государя Петра Великого, бывшим тогда на Дону и на Воронеже, генералом-адмиралом, графом Федором Матвеевичем Апраксиным, по присланному к нему, по указу его величества, Петра Великого, с 1715 года, марта 18 дня, от канцлера, графа Гаврила Ивановича Головкина, сообщению, призванный в службу его царского величества и бывший под Азовом Мунтянский полковник Гиня, с четырьмя ротмистрами, одним поручиком и с товариществом своим, за мирным с турками постановлением, в Азовский тогда губернии, при городе оном, Чугуеве, поселен и потому чугуевскими козаками наименованы, так как между прочим об них напоминает состоявшийся, по именному его величества повелению в 1720 году, января 7 дня, из Правительствующего Сената указ о приготовлении войскам на войну, и именует их точно Чугуевскими козаками. Ныне ж они, по давнему своему там пребыванию, уже все стали быть крещенные, и за храбрые их всегда в войне поступки, с 1771 году, уравнением с армейскими полками чинами, достоинством и жалованьем награждены. Число ж комплектное сего полку состоит в 500 рядовых Козаков, при одном полковнике и надлежащем числе штаб-, обер- и унтер-офицеров, со всеми надлежащими к нему чинами. Оный вымуштрован в военной экзерциции весьма изрядно и отменно от нерегулярных Козаков, а комплектуется своими козацкими детьми.
Об обычаях оных слободских и чугуевских народов
Что касается до природы, языка, обычая, жительства, обрядов поведения и одеяния, в том слободские жители обоего пола никакой от малороссийских народов отмены не имеют, кроме служащих гусарами в нынешних гусарских полках, их гусарского мундира. А чугуевцы почти еще все калмыцкого лица и знающи российского и калмыцкого языка. Впрочем поведения совсем козацкого, и носят платье такое ж, как донские козаки, точию в устройстве и регулярстве полковом весьма порядочны и обмундированы, хотя по козачьему, но с изрядством."
P.S. В том, что "в архивных документах до начала XX веке село фигурирует как Молодовое, но позже, вопреки правилам русского языка, преобразовывается в Молодовая" ничего удивительного нет, на мой взгляд. Просто, чиновники сначала писали название так, как считали правильным, а потом кто-то объяснил, что это ж первоначально "слобода Молодовая". Отсюда и название. Которое правилам русского языка совсем не противоречит. На картах 19-го века многие населённые пункты названы так, как картографам казалось правильным. :-)
|
</> |