Новая статья.
izdrevle — 28.10.2014Копирую текст здесь, может быть, кому нибудь пригодится.
Старообрядчество – уникальное явление в жизни общества, возникшее в России в XVII в. по стечению многих исторических и религиозных факторов. Массовость старообрядческого движения, его влияние на жизнь российского общества не позволяют переоценить значение этого феномена и требуют глубокого и внимательного осмысления.
Одной из важных и показательных сторон жизни старообрядческого общества является особое отношение к образованности и просвещению, отмеченное известным историком Н.И. Костомаровым, утверждавшим что «раскольник любит мыслить, спорить; раскольник не успокаивал себя мыслью, что если приказано сверху так-то верить, так-то молиться, то, стало быть, так и следует. Раскольник хотел сделать собственную совесть судьею приказания; раскольник пытался сам все проверить, исследовать»[1]. Отсюда и соответствующее отношение к образованию. Сразу после отлучения от господствующей церкви противников реформы патриарха Никона и начала жестоких преследований, старообрядцы были вынуждены расселятся на окраинах России – на Керженце, Выге, Ветке, Дону. Но даже в условиях притеснений и бытовых трудностей они уделяли значительное внимание вопросам просвещения. Подтверждением этому могут быть уникальная система образования в Выговском старообрядческом монастыре[2], гуслицкие школы[3], школы-келии[4], передвижные школы, которые в своем развитии значительно опережали существовавшую в то время официальную систему образования. По мнению автора трудов по истории церковного раскола и старообрядчества А.П. Щапова, «раскол будил, вызывал своеобразную народную мыслительность. В то время как в православных общинах весьма мало было грамотных, в раскольничьих общинах редкий был неграмотный. Много было грамотных женщин и девиц. В то время, как православный мужичек мало думал, почти ничего не знал, не писал, не сочинял, мужички-раскольники работали мыслью, учили, писали, сочиняли»[5]. Образование было настолько важной составляющей старообрядческой жизни, что при усилении гонений на старообрядцев, в первую очередь уничтожались старообрядческие школы. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) так говорил на этот счет: «С невежественными раскольниками нам легко справиться, а с образованными нам не совладать»[6].
Старообрядческие учебные заведения организовывались в противовес существовавшим государственным и церковным образовательным учреждениям и являли собой результат альтернативного осмысления роли педагогики в религиозном обществе. Кроме того, система старообрядческого образования создавалась без сколь-нибудь значимой поддержки государства, только за счет внутренних материальных и гуманитарных ресурсов старообрядчества. Особенных успехов в создании образовательных учреждений достигли старообрядцы Москвы. Крупнейшие старообрядческие общины города прилагали значительные усилия для развития собственных образовательных учреждений и их опыт является показательным для всей России. Об этом красноречиво свидетельствуют исследовательские работы последних лет, основанные на архивных документах и старообрядческой периодической печати. Среди ученых, активно привлекающих архивные фонды, назовем Е.М. Юхименко[7], Р.А. Майорова[8] и Е.А. Агееву[9], однако пока их интерес ограничивается историей Московского старообрядческого института (1911–1918 гг.). Вместе с тем история старообрядческого образования в Москве охватывает события большего временного периода и разнонаправленной деятельности московских старообрядцев и заслуживает всеобъемлющего изучения. Оно, в свою очередь, требует расширения источниковой базы.
Известно, что ревнители древнего благочестия вплоть до начала XX в. постоянно находились под прессом государственной машины, их внутренняя история слабо отразилась в документах официального делопроизводства, поэтому исследователю необходимо предпринимать широкий архивный поиск для привлечения разных источников: документальных, нарративных, мемуарных и др. Попытаемся в данной статье представить основной пласт исторических источников об образовательных инициативах московских старообрядцев, хранящихся в архивах столицы: Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ), Центральном государственном архиве города (ЦГА) Москвы и Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). Помимо прямой эвристической помощи ученым, такой обзор, на наш взгляд, окажет содействие исследователям других проблем старообрядчества начала XX в., осветив состав и содержание архивов, связанных с крупнейшим старообрядческим центром – Рогожским кладбищем в Москве.
Архивный фонд под названием «Рогожское старообрядческое кладбище» хранится в ОР РГБ (Ф. 246). По сути это архив Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища (МСОРК) (до 1906 г. Рогожский богаделенный дом) с документами за 1854–1919 гг, отражающими жизнь крупнейшего московского старообрядческого кладбища с 1840 г. В 1924 г. архив был национализирован и передан в Румянцевский музей (с 1925 г. Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина, ныне – РГБ)[10]. В массивном фонде, содержащем 1635 ед. хр., отразились все стороны жизни общины – внутреннее устройство, управление, финансирование, организация, в том числе образовательные инициативы рогожских старообрядцев. Впервые обратила внимание на присутствие в этом фонде документов о старообрядческом образовании сотрудница ОР Т.Д. Горячева, отметив в обзоре, что «большое количество источников о старообрядческом образовании, почти незатронутом в историографии, ожидает своего исследователя»[11].
Несколько архивных дел посвящены истории школ на Рогожском кладбище в XIX в[12]. Это, преимущественно, ходатайства попечителей общины перед светскими и церковными властями об открытии на Рогожском кладбище старообрядческого училища, деловая переписка между попечителями, списки учеников и финансовые отчеты о деятельности училищ. Особенный интерес в этих архивных делах могут иметь два документа, в полной мере характеризующие положение старообрядческого образования в Москве в сер. XIX в. Это письмо московского купца-старообрядца И.И. Шибаева к московскому митрополиту Иннокентию[13] и список учеников старообрядцев, обучающихся в реальном училище при Евангелическо-Лютеранской церкви св. Михаила в Москве[14].
Основная образовательная деятельность развернулась на Рогожском кладбище после дарования вероисповедных свобод в 1905 г и продолжалась вплоть до 1918 г. Именно этим периодом датирован основной корпус документов по старообрядческому образованию в архиве МСОРК.
Важными являются материалы о деятельности попечительского совета при училищах МСОРК – органа, который занимался только образовательными инициативами[15]. Этот совет был создан в 1906 г. и вплоть до 1918 г. активно работал: ведал организацией, финансированием и управлением учебными заведениями. Протоколы его заседаний важны для реконструкции событий и фактов. Они содержат сведения по всем училищам, созданным в МСОРК в период 1905–1918 гг., объясняют происходящие в училищах события, проливают свет на причины и смысл создания Старообрядческого института, его развитие и закрытие. Следует признать, что эти важнейшие фактологические материалы представляют собой крайне несистемную и отрывочную информацию. К сожалению, исходя из сохранившихся документов, можно сказать, что, хоть и велись протоколы заседаний попечительского совета, но они составлялись не последовательно, не подробно и бессистемно. Некоторые знаковые события этого периода не были отражены в этих материалах.
Отдельные архивные дела посвящены организации в МСОРК педагогических курсов в 1909 г[16]. Попытка общины создать полноценную систему образования привела к созданию собственных старообрядческих педагогических курсов. Цель курсов, история создания, организаторы, слушатели, программа и результаты деятельности отражены с достаточной полнотой.
Сохранившиеся материалы по начальному и Городскому по Положению 1872 г (создано в 1906 г.) училищам составляют несколько архивных дел[17]. В этих документах подробно описаны история организации, устройство училищ на Рогожском кладбище, статистика, состав учеников, представлены программы преподавания и финансовая отчетность. Особенный интерес из этих дел вызывают два документа, характеризующие состояние образовательных учреждений на Рогожском кладбище в период их наивысшего рассвета. А именно, составленные А.С. Рыбаковым отчеты «по просветительным учреждениям МСОРК» за 1913 и 1914 гг[18].
Объемную часть архивных материалов по старообрядческому образованию составляют документы Московского старообрядческого института. Они касаются предыстории создания и деятельности института при МСОРК за период 1911–1918 гг., включая учредительные документы Московского старообрядческого института, материалы, связанные с учебным процессом, протоколы заседаний попечительского и педагогического советов, планы курсов лекций, материалы преподавателей по разным предметам, отчеты, материалы комиссии по постройке здания института[19]. Особого внимания исследователя заслуживают два документа, которые вносят значительную ясность о действительных предпосылках, мотивах и организационных действиях московских старообрядцев по созданию старообрядческого института. Это «Обращение Попечительского Совета к Попечителю Московского Учебного Округа о разрешении открыть Старообрядческий Институт от 1 ноября 1910 г»[20] и «Доклад Совета МСОРК об открытии Старообрядческого института»[21]. В этом корпусе материалов находится обширная финансовая документация о деятельности института – финансовые отчеты, накладные, счета, квитанции, подписные листы пожертвований учреждений и частных лиц на содержание учеников[22]. Финансовая документация института весьма интересна для исследования истории этого учебного заведения, ведь она раскрывает материальное состояние, отношение жертвователей и попечителей к деятельности института, изменения педагогического состава.
Заметим, что архивные материалы по старообрядческому образованию, хранящиеся в архиве МСОРК, при их обширности и большом количестве отличаются распыленностью, несистемностью и обрывочностью сведений. Что является причиной этого явления – несовершенное делопроизводство или издержки конфискации архива и перемещения в Румянцевский музей – сказать сложно. Но, несмотря на потери, оставшиеся материалы позволяют восстановить события и факты, происходившие в училищах Рогожского кладбища.
Другим архивохранилищем документов по истории старообрядческих образовательных учреждений в Москве является ЦГА Москвы. Здесь в Центре хранения документов до 1917 г. есть архив канцелярии попечителя Московского учебного округа (Ф. 459). Именно это ведомство осуществляло надзор за деятельностью старообрядческих училищ. Объемистое архивное дело посвящено вопросам организации Московского старообрядческого института[23]. Документы лучше упорядочены, чем архив МСОРК и проливают свет на многие неизвестные факты из жизни института, историю и причины его создания, отношение к нему иерархов господствующей церкви, взаимоотношения руководства МСОРК и учебного округа, персональный состав, руководителей и преподавателей института. В деле имеются циркуляры, письма, прошения, характеристики. Особенного внимания заслуживают документы по согласованию программы преподавания в институте, из-за неопределенности которой учебный округ на протяжении полутора лет не давал разрешения на открытие института. Содержимое этого архивного дела в совокупности с документами архива МСОРК дают полную общую картину истории Московского старообрядческого института.
Кроме этого, материалы фонда 459 содержат дополнительную информацию об организации и функционировании предшественника старообрядческого института – Городского по Положению 1872 г. училища[24] и об обучения детей старообрядцев Закону Божию в земских и министерских школах округа[25]. Переписка, прошения и циркуляры, собранные в этих архивных делах ярко иллюстрируют спектр проблем старообрядческого образования и определяют точки расхождения взглядов на организацию учебных заведений государственных чиновников и старообрядцев.
В фондах ЦГА Москвы хранится уникальный архив Преображенского старообрядческого кладбища в Москве (Ф. 157). Преображенское кладбище было центром московской общины староверов-федосеевцев, где также, как и на Рогожском, существовали несколько старообрядческих храмов, богаделенный дом, типография, и, как следует из материалов этого архива[26], начальное училище. Эти документы поступили в архив в 1926 г., в опись внесено 97 дел за 1769–1914 гг. Уникальность этого архива заключается в том, что он проливает свет на жизнь очень закрытого старообрядческого общества федосеевцев. И, хотя материалы по образовательной деятельности федосеевцев очень малочисленны (только списки учащихся, учителей и условия приема в училище), все же само наличие этих документов имеет научное значение. Оно подтверждает, что даже самое радикальное старообрядческое согласие уделяло внимание систематическому образованию подрастающего поколения.
Помимо названных, нами были изучены документы третьего крупного московского старообрядческого архива – канцелярии Архиепископа Московского и всея Руси. Он до 1924 г. хранился на Рогожском кладбище, после национализации был перемещен в государственный архив и ныне находится в РГАДА (Ф. 1475). Архив включает делопроизводственную документацию Московской старообрядческой архиепископии, где нет самостоятельных дел, посвященных образовательным инициативам старообрядцев Москвы. Однако в нем встречаются уникальные документы, дополняющие сведения о московских старообрядческих училищах. Например, разработанная старообрядцами программа преподавания в Рогожском городском училище[27] или переписка директора старообрядческого института А.С. Рыбакова со старообрядческими архиереями[28].
В целом следует высоко оценить репрезентативность архивной базы по истории московского старообрядческого образования достаточно обширна и представляет интерес и для историков, и для практиков богословской школы. Корпус архивных материалов по этой теме разноплановый, но каждый в отдельности содержит достаточное количество документов по развитию образовательных инициатив. Очевидно, следует признать целесообразность публикации особенно важных документов для освещения этой стороны старообрядческой жизни, ведь использование этих материалов, несмотря на распыленность и несистемность, позволяет точнее восстановить картину старообрядческого образования в целом, и в московских общинах в частности.
Александру).
Отзыв-рекомендация к публикации статьи И.М.Севастьянова
Архивные документы о старообрядческих образовательных учреждениях Москвы в начале XX в.
Статья И.М.Севастьянова, посвященная малоисследованной и актуальной теме старообрядческого образования, дает основательный источниковедческий анализ материалов, позволяющих на современном научном уровне исследовать поставленную проблему. Прежде всего, работа существенно расширяет источниковую базу подобного исследования. Автор включил в поле своего зрения разные виды источников: документальные (официальное делопроизводство и внутреннее делопроизводство старообрядческой Архиепископии), мемуарные, эпистолярные, периодическую печать. Столь же широк охват архивов – ЦИАМ, РГБ, РГАДА. Во-вторых, обзор архивных документов выполнен не формально, а с полным знанием дела. Автор дает необходимые характеристики сохранившимся в архивах делам с точки зрения полноты отражения информации, планомерности комплектования. И.М.Севастьянов в полной мере владеет научным аппаратом источниковедского исследования; широта кругозора позволяет ему провести сравнительный анализ содержания больших по объему архивных фондов, вычленить среди других материалы, освещающие важные процессы в развитии старообрядческих образовательных учреждений.
Данная статья имеет большое значение для изучения не только отечественных архивов, но и истории старообрядческого образования и – шире – образования вообще, поскольку «старообрядческий» аспект этой проблемы высвечивает отношение определенной части российского общества, стремящейся к самоидентификации, к существовавшей системе образования.
Статья написана хорошим языком, является научной по содержанию, не содержит полемического подтекста.
Работа И.М.Севастьянова рекомендуется к публикации.
Е.М.Юхименко,
доктор филологических наук,
главный научный сотрудник
Государственного исторического музея,
|
</> |