Новая 10 отечественных фильмов 1989 года (Позитив. Кино LVIII — 7)
cand_orel — 20.02.2023Продолжение 6, начало —
Продолжение 1 — https://cand-orel.livejournal.com/2355596.html.
Продолжение 2 — https://cand-orel.livejournal.com/2373136.html.
Продолжение 3 — https://cand-orel.livejournal.com/2400664.html.
Продолжение 4 — https://cand-orel.livejournal.com/2425358.html.
Продолжение 5 — https://cand-orel.livejournal.com/2446177.html.
«Под небом голубым...» — советская драма режиссёра Виталия Дудина, посвящённая проблеме наркомании.
Главные герои фильма — девушка Лена и её приятель Алексей Соболев. Росшие в обеспеченных семьях, они пристрастились к употреблению наркотиков. Родственники молодых людей относятся к ним по-разному: если отец Лены демонстративно отрёкся от своей дочери, то отец Алексея, наоборот, всячески пытается помочь своему сыну, несмотря на побои, которые получает в ответ. Чтобы раздобыть хотя бы немного денег, разорившийся Соболев-старший пытается даже продать семейную реликвию — икону, однако музейный эксперт объявляет, что она «не имеет художественной ценности». Вернувшись домой, мужчина сообщает об этом сыну. Соболев-младший, задолжавший поставщику наркотиков Русасу крупную сумму денег, приходит в ярость от такой новости и набрасывается на отца с кулаками, после чего забирает икону и скрывается из дома. Проходя по улице, юноша видит толпу, скопившуюся у входа в церковь, и, смешавшись с прихожанами, пытается совершить кражу. Однако эта попытка проваливается, а скрыться преступнику не удаётся.
Отец юноши приходит в отделение милиции и застаёт там потерпевшую, которая оказывается его бывшей подчинённой. Между ними завязывается разговор, который сопровождается издевательскими комментариями Алексея. Той же ночью женщина снова встречается с Соболевым-старшим: на этот раз он приходит к ней домой и просится на ночлег, так как в его собственной квартире находиться нельзя. Поколебавшись, женщина даёт своё согласие, а сама отправляется туда, где живёт её гость.
Проникнув к Соболевым, Костырина (именно так зовут героиню) оказывается в компании наркоманов, которые запирают незваную визитёршу в туалете. Раньше это место служило убежищем Соболева-старшего, а сейчас туда посажена Лена: от неё требуют уплаты долга. Поначалу Костырина проявляет враждебность к Лене, но та, вместо ответа на ругань, с отстранённым выражением лица декламирует стихотворение Пушкина «Кто знает край, где небо блещет...», а затем начинает напевать «Город золотой». В женщине просыпается сочувствие к Лене, и, когда утром Алексей отпирает туалет, Костырина помогает ей сбежать. Однако Лена не хочет покидать свою спасительницу, и та, окончательно смягчившись, приводит наркоманку к себе домой. Увидев подругу своего сына, Соболев-старший начинает возмущаться, и обиженная Лена покидает квартиру. После этого Костырина заявляет, что Алексей оказался в тяжёлом положении не только по своей вине, но и по недосмотру отца. Соболев-старший вяло оправдывается.
Уйдя от Костыриной, Лена безуспешно пытается раздобыть денег и после долгих злоключений сталкивается с Русасом, который разыскивал её, чтобы взыскать долг. Оказавшийся поблизости Алексей помогает Лене скрыться (хотя чуть раньше сам же держал её в плену). За этот поступок он расплачивается жизнью.
Тем временем Соболев-старший снова приходит к Костыриной. Неожиданно в дверь звонит Лена, которая просит её впустить. Соболев опять начинает оскорблять девушку, и Лена уходит. Костырина в гневе избивает своего гостя, а затем пускается на поиски наркоманки, но не может её найти, так как та спряталась в подвале. Убедившись, что ей никто не помешает, девушка раздевается догола и, открыв водопроводный вентиль, обваривает своё тело мощной струёй кипятка.
Фильм заканчивается панорамой погружённого в полумрак города. Крики Костыриной, которая продолжает искать Лену, заглушаются закадровым пением хора, исполняющего молитву «Достойно есть».
«Поездка в Висбаден» — советский художественный фильм 1989 года, экранизация повести И. С. Тургенева «Вешние воды».
Молодой русский помещик Дмитрий Санин путешествует по Европе. Однажды во Франкфурте, заглянув в кондитерскую лавку, ему приходится оказать первую помощь упавшему в обморок мальчику. Старшая сестра мальчика, Джемма Розелли, желая отблагодарить Санина за помощь, приглашает его к ним на ужин. Время за ужином проходит незаметно и Санин опаздывает на дилижанс, которым собирался уехать. Он на несколько дней задерживается во Франкфурте, проводя время за прогулками на природе в обществе Джеммы и её жениха Клюбера. Во время прогулки Джемму оскорбляет офицер, при попустительстве малодушного Клюбера. Санин вступается за честь дамы, бросая вызов офицеру. Дуэль заканчивается благополучно — стрелявший первым Санин промахивается, а его противник Донгоф в ответ стреляет в воздух. Восхищенная мужеством и благородством Санина, Джемма увлекается им, потеряв интерес к своему трусливому жениху. Санин объясняется Джемме в любви и предлагает выйти за него замуж, Джемма соглашается. Санин встречает во Франкфурте своего знакомого князя Полозова, приехавшего из Висбадена за покупками для жены. Нуждаясь в деньгах для предстоящей свадьбы, Санин предлагает Полозову купить недорого его имение. В ответ Полозов предлагает продать имение его жене, поскольку все дела ведёт она, и поехать для этого с ним в Висбаден. Уезжая, Санин обещает Джемме вскоре вернуться и клянется ей в вечной любви, в знак верности она дарит ему свой нательный крестик.
Княгиня Полозова, богатая, очаровательная и порочная женщина, радушно принимает соотечественника, охотно соглашаясь купить его имение. После встречи с Саниным она предлагает мужу пари, что легко соблазнит молодого жениха. Исполняя свой коварный план, Полозова проводит время с Саниным — они вместе гуляют в парке, посещают оперу и всё без её мужа и с его согласия — как выясняется, он играет свою роль только номинально. На следующий день Санин собирается вернуться к невесте во Франкфурт, но Мария Николаевна приглашает его на утреннюю прогулку верхом. Начинается гроза, и они укрываются от непогоды в лесной хижине. Ипполит Полозов проигрывает пари своей жене — княгиня соблазняет Санина, он не может устоять перед её чарами, забыв о своих клятвах невесте и предстоящей свадьбе. Мария Николаевна собирается в Париж, Санин, окончательно потерявший голову и готовый терпеть унижения, стоя на коленях умоляет княгиню разрешить ему ехать вместе с ней. Полозовы и Санин втроём отбывают в Париж, Донгоф, оказавшийся одним из многочисленных поклонников княгини, желает ему удачи. По дороге они встречают синьора Панталеоне, друга семьи Розелли, приехавшего из Франкфурта, но теперь у Санина не хватает смелости даже посмотреть в его сторону.
«Посвящённый» — советский художественный фильм 1989 года режиссёра Олега Тепцова в жанре, определённом создателями фильма как «мистическая фантасмагория». Долгое время считался утерянным. Автором музыки к фильму выступил культовый композитор и музыкант Сергей Курёхин.
В феврале 1990 года «Посвящённый» в полной версии (121 минута) был показан на Берлинском международном кинофестивале. Первоначально по телевидению лента демонстрировалась в урезанном, 107-минутном, варианте.
В руки Володи (Гор Оганисян), живущего вместе с матерью (Любовь Полищук) в квартирке на окраине Ленинграда, попадает дореволюционная книга, посвящённая магическим ритуалам народов Африки. Читая её, Владимир понимает, что стал обладателем сверхъестественного дара — он может убивать людей одним лишь усилием воли.
Главный герой бросает вызов злу в лице театрального актёра Фролова (Александр Трофимов). Главной интригой фильма является то, сумеет ли главный герой совладать со своим уникальным даром и как именно он им распорядится.
«Посетитель музея» — фильм режиссёра Константина Лопушанского. Религиозная драма о мире после экологической катастрофы. В массовке фильма снимались десятки настоящих душевнобольных в роли мутантов.
Действие происходит в постапокалиптическом мире после глобальной экологической катастрофы. Остатки человечества доживают свой век, безразличные к судьбе планеты, и никак не пытаются остановить катастрофу. Среди людей выделилась каста мутантов — «дебилов», уродливых и глупых, но невинных, как дети.
Главный герой приезжает к морю, которое периодически то разливается, то высыхает. Он хочет посмотреть на древний затонувший город, который окажется на поверхности, когда море снова расступится. Ожидая этого момента, он общается с местными жителями. Он обнаруживает, что «обычные» люди — управляющие гостиницы утратили остатки духовности и глушат духовный голод развлечениями. Они отговаривают его ходить к заброшенному городу, подбивают остаться с ними, слушать музыку, смотреть телевидение, пировать, танцевать. Домохозяйка соблазняет его, и они занимаются сексом.
В то же время «дебилы» сохранили религию и подобие духовности. Одна из «дебилов», служанка хозяев гостиницы, верит, что Посетитель — спаситель, посланный богом, и умоляет его не уезжать, не отказываться от своего похода. Герой по её приглашению посещает ночное богослужение «дебилов», на котором толпа молит бога забрать их из постапокалиптического мира в рай. Это приводит его к духовному озарению. Обычные люди начинают побаиваться его, считая замаскированным мутантом. Когда море наконец расступается, он приходит в затонувший город, чтобы, рыдая, замолить перед Богом грехи человечества.
В финале домохозяйка, доселе с презрением относившаяся к религии и мутантам, под влиянием Посетителя тоже испытывает озарение. Посетитель же окончательно впадает в религиозное исступление и может лишь метаться и кричать, взывая к богу.
«Похищение чародея» — советский художественный фильм, поставленный на Свердловской киностудии в 1989 году режиссёром Виктором Кобзевым. Экранизация одноимённого романа Кира Булычёва.
Действие происходит в Белоруссии в 1980-х годах.
Молодая аспирантка Анна приезжает в родную деревню, где не была около 12 лет, в дом своей бабушки. Здесь, в деревенской тишине, она собирается писать диссертацию. Вдруг в доме появляются двое незнакомцев, которые утверждают, что хозяйка вчера сдала им его на две недели. События развиваются — и выясняется, что незнакомцы попали в XX век из будущего, из XXVIII столетия, при помощи машины времени. Историк Кин и физик Жюль осуществляют поиск непризнанных гениев, чья жизнь внезапно оборвалась. Их цель — отправить таких гениев в будущее, не изменяя ход истории (то есть эвакуировать в момент гибели). Здесь их промежуточная остановка, и им необходимо отправиться далее, в XIII век, чтобы найти там некоего боярина Романа, проживавшего в то время в этих краях, и забрать его с собой в будущее. Из летописей известно, что он изобрел порох и книгопечатный станок, а в дальнейшем, видимо, погиб при взятии города крестоносцами. С точки зрения посланцев из будущего, он гений, а по мнению его современников — чародей. Невольно Анна оказывается вовлечённой в удивительное и опасное приключение.
Жюль и Кин, при помощи специального оборудования, получают изображение и звук из прошлого. Они видят, что городок Замошье, где живёт боярин Роман, вскоре возьмут приступом крестоносцы. Выяснив обстановку, за гением отправляется Жюль, но в прошлом он оказывается разоблачённым, ему угрожает гибель. И так складывается, что никто, кроме Анны, не может прийти ему на помощь. Она выражает решимость отправиться в прошлое и там, пользуясь сходством с княжной Магдаленой, помогает спастись пришельцу из будущего. Истинным гением оказывается не Роман, а его уродливый и неприметный поначалу помощник Акиплеша. Его удаётся спасти непосредственно перед окончательным падением города. Анна благополучно переносится назад в своё время.
«Приговорённый» — советская криминальная драма, снятая режиссёром Аркадием Кордоном.
Отслужив в Афганистане, Павел Завьялов (Александр Марин) устраивается водителем автомобиля МАЗ-5335 на Колыму, где работал его сослуживец Алексей (Владимир Зайцев) на автомобиле Magirus-Deutz 232 D 19 (290 D 26), с напарником — бывшим уголовником Семёном (Алексей Золотницкий), с которым у Павла в первый день знакомства складываются неприятельские отношения. Однажды шофёрам предлагают подвезти попутчицу-девушку Зою (Татьяна Яковенко) в ближайшее село Ясное. Зоя соглашается ехать с Павлом, который ей больше симпатизирует благодаря своей скромности. Но Алексей и Семён сначала соблазняют Павла срезать путь, заманив его практически на бездорожье, а затем и вовсе предлагают Зое ехать с ними. В результате Павел отстаёт, а приехав в заброшенный посёлок, где остановились его коллеги, обнаруживает плачущую Зою, которую Алексей и Семён изнасиловали. Павел, испытывавший дружеские чувства к Зое, решает отомстить ребятам за их выходку, угрожая дать делу т. н. «законный ход». Сначала ребята лишь смеются над ним, но потом, почувствовав опасность для себя, разъярённый Семён провоцирует Павла на грубое нарушение правил дорожного движения — выезд на встречную полосу — с целью подстроить автокатастрофу, чтобы убить Павла и Зою. В результате случившегося Семён погибает сам, Алексей ранен, а Павел получает 9-летний срок по ложному обвинению. Спустя 7 лет Павел совершает побег из места лишения свободы и на той самой заброшенной трассе встречает сильно изменившегося Алексея, работающего на самосвале Tatra T815S1 и благоустроившего трассу для себя. Павел, всеми правдами и неправдами, заставляет раскаяться бывшего друга, но Алексей пытается скрыться от него и погибает в результате несчастного случая. Павел использует самосвал Алексея, чтобы добраться до места, где живёт Зоя. Встретив Зою на туристическом теплоходе, Павел вынуждает её раскаяться. Зоя признаётся, что оклеветала Павла из-за страха за себя и своих близких и что Алексей шантажировал её. В итоге Павел решает явиться с повинной. Но по пути он заходит в автопарк, где раньше работал, и сталкивается с милиционером, который пытается его задержать. Вместо того, чтобы сдаться, Павел убегает, но его догоняет пуля из милицейского пистолета.
«Прямая трансляция» — советский художественный фильм 1989 года, режиссёрский дебют Олега Сафаралиева.
Действие фильма происходит на протяжении одного дня в марте 1985 года, когда по радио и телевидению идёт прямая трансляция похорон генерального секретаря ЦК КПСС К.У. Черненко. Улицы в центре Москвы пустынны, кругом посты милиции и сотрудники КГБ в штатском, следящие за порядком.
Добравшись до работы, сотрудник редакции Сергей Ерёмин ищет рукопись с повестью своего бывшего приятеля Павла Старикова. О содержании повести известно лишь, что её нельзя было публиковать раньше по цензурным соображениям, однако сейчас Ерёмин хочет сделать ещё одну попытку, показав рукопись на завтрашнем совещании какому-то важному человеку. Но он не может найти рукопись на работе и идёт сначала к отцу Старикова, а потом к своей жене Люсе, которая когда-то ушла от него к Старикову, однако вскоре они тоже рассталась. Ни отец Старикова, ни Люся не знают о местонахождении Старикова. Люся присоединяется к Ерёмину, и вдвоём они ходят по городу, навещая знакомых, которые могут что-либо знать об этом человеке. В числе прочих они навещают ещё одного друга молодости Лебедя, у которого из-за траура отменилась защита кандидатской диссертации по развитию принципов соцреализма в прозе Брежнева. Тот упоминает ещё одну подругу Старикова, Шмелёву, однако и она уже месяц не видела его. Ерёмин с Люсей навещают также художника Майкла, представителя советского неофициального искусства, и он упоминает адрес котельной, где могут знать о Старикове. Везде, куда заходят Ерёмин и Люся, люди либо выпивают по случаю траура, либо проводятся официозные церемонии, и все пытаются понять, что же теперь будет дальше.
Пока Люся ждёт снаружи, Ерёмин разговаривает с мужиками в котельной, и один из них отдаёт ему квитанцию, по которой в крематории Ерёмину выдадут урну с прахом Старикова. Потрясённый смертью бывшего друга и понявший, что он опоздал, Ерёмин берёт квитанцию. Последние кадры фильма идут с закадровой музыкой военного марша на Красной площади.
«Псы» — советский триллер Дмитрия Светозарова, вышедший в 1989 году. В идее фильма отразилась трагическая судьба Аральского моря.
Фильм начинается с титра: «…и дана ему власть... — умерщвлять мечом, и голодом, и мором, и зверями земными.» — Откровение Святого Иоанна Богослова
Море вблизи среднеазиатского города высыхает в связи с постройкой плотины на реке, впадавшей в водоём, и на его месте образуется пустыня. Из-за невыносимых условий жизни люди покидают населённый пункт, оставив в нём своих собак. Испытывая голод, животные начинают нападать на жителей соседнего города, находящегося в ста километрах от них. Руководство, приняв их за неизвестно откуда взявшихся волков, поручает чиновнику, Ивану Максимчуку, собрать спецотряд по их истреблению. Тот вместе с группой бойцов: бывшим школьным учителем Борисом; безымянным чемпионом по стрельбе; профессиональным охотником Виктором Утехиным; проводником Егором Маникиным и ветераном Великой Отечественной войны, водителем Иннокентием Фурсовым — на автобусе прибывает в «мёртвый» город.
Ночью мародёр по имени Стас угоняет транспорт отряда, на котором на следующий день застревает где-то в пустыне. Оказавшись в районе зыбучего песка, он погибает будучи засосанным вглубь вместе с автобусом.
Оставшиеся в городе бойцы также погибают один за другим: Маникина загрызает свора собак; обезумевший Максимчук, под руководством которого и была построена плотина на реке, приведшая к исчезновению моря и уходу из города людей, застреливает Фурсова, после чего совершает самоубийство; парализованный вследствие инсульта Борис задыхается дымом от костра, разведённого тем же Максимчуком в комнате одного из заброшенных домов.
В живых остаются лишь безымянный чемпион по стрельбе и Утехин. Скорбя о погибших товарищах, двое мужчин воют, как псы, на фоне заброшенного города.
«Родные берега» (азерб. Doğma Sahillər) — детективно-приключенский фильм 1989 года.
На южной границе СССР совместно с соседним Ираном ведётся строительство крупного гидроузла. Действия фильма происходят на фоне национальной проблемы границей двух государств разделённого азербайджанского народа. Картина повествует о попытке западной разведки совершить диверсию в построенной совместно двумя государствами-соседями гидроэлектростанции. Границу переходят хорошо подготовленные агенты, а пограничникам с помощью гражданского населения удаётся обезвредить сеть вражеской агентуры и захватить нарушителей.
«Светлая личность» — советский фильм, музыкальная фантасмагория на темы И. Ильфа и Е. Петрова. Снятый в 1989 году режиссёром Александром Павловским на Одесской киностудии. Фильм состоит из двух частей: «Тёмное прошлое» и «Светлое будущее». Фильм снят по одноимённой сатирической повести Ильфа и Петрова с использованием сюжетных эпизодов из пьесы «Сильное чувство», фельетона «Клооп». Отдельные эпизоды взяты из «12 стульев» и «Золотого телёнка».
«Доблестным советским служащим посвящается».
В провинциальном городишке Пищеславе (исконное название города — Кукуев), где процветает бюрократизм, изобретатель Бабский придумывает «веснулин» — мыло от веснушек.
Егор Филюрин намыливается веснулином и становится невидимым. Его способность проникать незамеченным во все учреждения позволяет выявлять такие пороки, как чванство, карьеризм, семейственность и так далее. Руководители «Клоопа», заведения, где служит Филюрин, обеспокоены сложившейся ситуацией. Начальник Каин Доброгласов даже собирается отправиться в будущее, придя к выводу, что скоро он окажется развенчанным. Но веснулин внезапно прекращает своё действие, и всё приходит «в норму».
Продолжение следует.