Ностальгия по Советскому Союзу.
mikul_a — 26.04.2021В 1964 году железная дорога выделила отцу двухкомнатную квартиру. Конечно не совсем железная дорога, а вообще, советское государство. Но так привычнее писать. Переезжали мы в нее в конце мая того же года. Помню отдельные моменты того переезда. Стояла жаркая летняя погода. Дом был построен пару лет назад и мы были последними жильцами, переехавшими в этот дом. Привезли наши не очень богатые и разнообразные домашние вещи. В числе которых был старый кухонный стол.Очень похожий на тот, что на фотографии сверху. На этой фотографии наш домашний стол. Этот стол еще довоенный. Несмотря на его достаточно изящный вид, он тяжеленький. Дубовые ножки, дубовые остальные детали. Столешница покрыта толстой, той еще фанерой. Стол этот может пережить еще пару поколений. Настолько он качественный. В отличии от.
Точно такой же был тогда у нас. По своим размерам он не вписывался в габариты этого дома и его затаскивали веревкой на балкон, а затем и в квартиру. И затаскивали его не через балконную дверь, а через окно на балконе. В балконную дверь он то же не проходил. На кухню его то же поставить не смогли по тем же причинам и он занял свое место в большой комнате .Квартира была двухкомнатная. Спальня и вторая большая комната.
Переезжали мы со старого дедовского дома, которому было больше сотни лет. Соответственно, он наполнялся все это время такими же старыми домашними вещами, большинство из которых было родом из прошлого века. И поэтому наших вещей при переезде оказалось очень мало. Пару кроватей, пару табуреток, сделанных безызвестным столяром, кухонная посуда, да этот стол. Я два года спал на полу, на постеленном матрасе. Потому как был самым младшим мужиком и меня определили на пол. Постепенно квартира обросла положенной мебелью и я переселился с пола на диван.
После переезда остро возник вопрос холодильника. В старом доме, под ним, был большой просторный погреб. Там температура не подымалась выше десяти градусов в самые жаркие дни и надобности в холодильнике не было .Но в квартире ничего подобного не было. Тогда холодильники были в страшном дефиците. Батя записался на очередь на холодильник на работе. Потом, когда родители бродили по Луганску, они так же записались на очередь в магазине Электросбыт.
Он стоял в самом центре Луганска, на улице Демехина. В этом доме, что на фотографии, в том месте, где начинаются деревья. Сейчас наверное о нем помнят только единицы луганчан. В этом магазине продавали домашнюю бытовую технику и он был заставлен ей полностью. Каждый день возле него был ажиотаж. Какой то очередной счастливчик уезжал от него с холодильником.
Месяцев через восемь подошла очередь на холодильник у отца на работе и у нас дома появился холодильник Донбасс.
Пока родители радовались новому холодильнику, через пару недель подошла очередь на холодильник в мгагазине Электросбыт. Родители подумали и взяли еще один холодильник. Холодильник Нистру. Он был поменьше и хорошо вписался в не очень большую кухню. Днепр стоял в коридоре. И получилось как в той пословице " Не было ничего, как вдруг алтын". Мы стали обладателями аж двух холодильников.
Оба эти холодильник работали до последнего. Нистру выключили когда я переехал в свою семью и родители остались вдвоем. А Днепр отправился в рабочем состоянии на металлолом, когда отец продал квартиру и переехал к дочери. Вот такая она была совковая бытовая техника. Да как и все остальное.
Тот микрорайон, где отец получил квартиру, застраивался в конце пятидесятых и в начале шестидесятых годов. Застраивался, как теперь говорят пятиэтажными хрущевками. Но хрущевки - это в корне не верно .Вариант начала массового строительства рассматривался еще при живом Сталине. И тогда же прорабатывался размер домов и их архитектурный облик. Так что вернее их называть поздними сталинками.
В том микрорайоне была построена так же и новая школа и я через год после получения квартиры, пошел там же и в первый класс. Когда я начал учится в первом классе, в школе было пять первых классов. К началу семидесятых годов в этой школе первых классов стало восемь .а в некоторых школах их количество доходило до десяти и одиннадцати. Для первоклашек стало не хватать места в школах. И тогда же появилась учеба в две смены.
Через несколько лет у нас в квартире появился гарнитур, стенка. Типичный для того времени. Два шкафа, один со сплошными дверками, а второй стеклянный. С нижними отделениями и с журнальным столиком и маленьким стульчиком - пуфиком. С раздвижным столом и с несколькими стульями. Потом, через пару лет, между шкафами появился и телевизор.
Глядя на наши приобретения современными глазами, это сейчас все выглядит неправильно, Современные молодые люди сейчас бы в первую очередь купили телевизор. Поставили его на пол в пустую комнату и сидя на полу, не спускали бы с него глаз днями и ночами. Но тогда жизненные приоритеты были несколько другими.
Сейчас об ужасах и убогости совка пишут люди, которые по выражению одного одесского блогера, встречали перестройку, сидя верхом на детском горшке. У них видение совка основывается только лишь по виду фотографий с того времени. Они на тот мир смотрят современными глазами, а самое главное, они не понимают всех тех процессов, которые проходили в то время.
Масштаб строительства пятиэтажек, который начался в конце пятидесятых годов прошлого века трудно оценить даже сейчас. И продолжался он до самого разрушения Союза. Тогда, в конце пятидесятых, Союз переселялся с бараков, полуземлянок и коммунальных квартир. Новое жилье получали миллионы советских граждан. И в каждой квартире стояла газовая печка. Две раковины, в ванной и на кухне. Стояла отдельная ванна, стоял унитаз со сливным бачком. И все это делалось на многих заводах. Не только плавился металл и добывался уголь. Огромная часть советской промышленности работала на новые квартиры. Масштабы этой квартирной промышленности так же трудно оценить даже сейчас. Унитазов выпускалось не меньше,чем артиллерийских снарядов.
По этой же причине возникла проблема необходимой бытовой техники. Холодильники в Союзе выпускало полтора десятка заводов. И их не хватало. По элементарной причине. Рост численности жилья не поспевал за ростом выпуска холодильников. Но со временем и этот рост был догнан и холодильники перестали быть в дефиците, как и телевизоры и прочая домашняя утварь.
Мне кажется, что советский Госплан не учел одну важную мелочь. Которую трудно был учесть. Взрывной рост темпов прироста населения Советского Союза, который тесно был связан с процессами строительства нового жилья и получения отдельных квартир. Который как раз и начался с конца пятидесятых годов. И пик его пришелся на начало семидесятых. Я это хорошо помню на количестве первоклашек. В семидесятом году они как раз и пошли в первый класс. Это дети, рожденные на переломе пятидесятых - шестидесятых годов прошлого века.
Пустые квартиры требовали своего наполнения. И поэтому появилась огромная индустрия мебельного строительства. Размеры квартир были везде одинаковые и они определяли размеры и конфигурацию мебельных гарнитуров. Каких было не очень большое разнообразие. Зато они появились у всех. Пусть и не такие красивые. Но зато с настоящего дерева. Если и было там ДСП, но оно не идет ни в какое сравнения с современной макухой, которая начинает разваливаться, если в него вкручивать даже обычные шурупы. У нас на кухне стоит кухонный гарнитур, произведенный на нашей советской мебельной фабрике. Ему больше тридцати лет. Краска, правда, слегка потускнела, но он еще вполне ничего. И стоять сможет еще много лет .Потому что сделан с настоящей березы, тщательно высушенной.
Нельзя полноценно судить о той, ушедшей жизни, глядя только на фотографии того времени. В той жизни, что бы ее понять, надо прожить. Как можно сравнивать современное ипотечное жилье с теми бесплатными квартирами .пусть даже и не такими шикарными? Тогда семья, получившая новую бесплатную квартиру, продолжала дальше жить. Строить планы на будущее, на будущее своих детей. Современная ипотечная квартира становится тяжелой гирей на много лет, пока она не закончится. Какие там планы на будущее? Хоть бы благополучно ее выплатить.
О современной бытовой технике я помолчу. Что бы не сглазить. У самих телевизор стоит уже шесть лет. Ломануться может в любой момент. А смесители на кухне я сейчас меняю каждый год, хоть и покупаю самые дорогие.
Это очень известная фотография, которая давно гуляет по сети. Джон Леннон в гостях у Пола Маккартни заваривает чай на его кухне. У нас кухня была раза в четыре больше. Кухонная печка электрическая. В Британии того времени газовых печек, как и газа в быту, не было. У нас в середине шестидесятых, как и у всех остальных, на кухне была газовая печка.
|
</> |