
Норвежские новости | Политсуббота


Фото: Eiliv Frich Flydal/Dagbladet
09.04.2011, Норвегия | Вчерашняя первая акция ультраправой организации «Лига норвежской обороны» (Norwegian Defence League), которой газеты пугали чуть ли не всю прошедшую неделю, закончилась пшиком — в парк Kontraskjæret, расположенный рядом с мэрией, вместо предполагаемых ста человек, пришли всего около десяти. Лидер организации Лене Андреассен выглядела разочарованной, несмотря на присутствие иностранных гостей — к своим последователям приехали несколько активистов из «Лиги английской обороны», известной своими шумными акциями против т.н. «исламизации» британского общества.

Фото: Eiliv Frich Flydal/Dagbladet
Даррен Ли из English Defence League зачитал свое обращение перед представителями прессы. Норвежские соратники английских ультраправых были почти незаметны среди журналистов.

Фото: Øistein Norum Monsen/Dagbladet
В это время на антирасистский митинг у здания университета, который был организован в знак протеста против выступления ультраправых, пришли больше тысячи человек. Здесь не обошлось без происшествий.

Фото: Øistein Norum Monsen/Dagbladet
В толпе митингующих появился мужчина (он слева на снимке), который стал задирать собравшихся студентов, а потом ударил одну из девушек. Провокатору не поздоровилось — его здорово побили и только вмешательство полиции остановило молодежь.
P.S. Интересно, что попытки создать в послевоенной Норвегии что-то ультраправое с расистским уклоном год от года заканчиваются ничем. В 1975 году правый экстремист Эрик Блюхер при помощи бывших членов квислинговского «Национального единения» сколотил из своих сторонников группу из 1400 человек и назвал всё это «Норвежским фронтом». Организация именовала себя политической партией, однако долго не протянула — после того, как неонацисты из «Норвежского фронта» в 1979 году взорвали две бомбы на первомайской демонстрации в Осло, лавочку закрыли. После тех событий правые националисты в Норвегии совсем маргинализировались и перестали присутствовать на политическом поле.
Сейчас в стране есть несколько националистических организаций карликового размера, ориентирующихся на своих шведских собратьев. Обычно, это группы из 20-30 человек, собирающихся попить пива по выходным и любящих демонстрировать свою «нордическую» символику. Впрочем, викинги из них еще те.
Собственно, вчерашняя акция новых ультраправых провалилась по той же причине — ну никак не хотят норвежцы вставать под националистические знамена и выходить на площадь вместе с экстремистами любого толка. И здесь дело, как мне кажется, даже не в национальном характере — толерантном к чужаку, а в общей уверенности граждан, что государство, которое существует на его налоги, способно самостоятельно справиться с этими проблемами — например, разберется с теми иммигрантами, которые не хотят ассимилироваться внутри общества и фактически паразитируют на его теле.
Норвежцы очень любят организовываться на уровне простых граждан, любят выходить на митинги и демонстрации, выдвигать свои требования к правительству — в стране действует очень активное гражданское общество, которое держит власть под постоянным контролем. Однако, участие в крайне правых, неонацистских организациях — удел маргиналов. Даже вполне невинные националистические лозунги и взгляды не принимаются обществом. Проблемы с иностранцами, безусловно, есть и никто не закрывает на них глаза, но и не выходит на улицы с криками «Норвегия — для норвежцев». Когда в стране есть сильное, уверенное государство, у граждан нет необходимости радикализироваться — этому, конечно, можно только позавидовать.
|
</> |