Ночной альбом
kostiyanich — 16.08.2018Стив Райх - композитор-минималист. Начинал в далёких уже 60-х с записанных на плёнку речевых композиций. Кто-то, может, и решится послушать, чтобы окунуться в мир смелых экспериментов. В композиции «Грядёт дождь» на магнитофон «Wollenasak» записана проповедь чернокожего пятидесятника о потопе.
Мелодичная манера на грани речитатива и пения послужила
основой для эксперимента. При воспроизведении с двух магнитофонов
двух идентичных фрагментов, записанных на склеенной в петлю
плёнке и сначала звучащих в унисон, после многочленных повторов
возник фазовый сдвиг, а затем постепенно фрагменты снова
вернулись к воспроизведению в унисон.
Этот случайно получившийся эффект натолкнул Райха на размышления о начальном этапе развития западной музыки и принципах канона, когда звучат два идентичных мелодических рисунка, ритмически смещённых относительно друг друга. В основе лежит одна мелодия, но из-за ритмического сдвига возникает канон.
Не знаю, есть ли здесь музыка, но композиция есть. Раз есть -
значит, композитор. Тем более, что Райх на этом не остановился.
Случайно пойманный эффект послужил отправной точкой для изучения
явления фазового сдвига.
Следующим шагом стало сочинение и исполнение вживую, без плёнки
магнитофона, нескольких произведений с использованием фазового
сдвига.
Впоследствии Стив Райх отказался от сочинения произведений подобным методом, но идея канона, двух наложенных голосов близкого тембра, всегда присутствовала в его музыке.
Признание к композитору пришло после написания произведения
под названием «Музыка для 18 музыкантов». В связи с увеличением
состава исполнителей расширился и спектр психоакустических
эффектов. Увеличение гармонического и мелодического разнообразия
также характерно для этого произведения.
В качестве Ночного альбома предлагаю послушать произведение «Электрический контрапункт», сочинённое Райхом и записанное с помощью известного гитариста Пэта Мэтини в 1987 году:
|
</> |