Нобелевские лауреаты: Уильям Мерфи. Как клинический опыт помог победить
med_history — 12.04.2018 Какую роль частный врач сыграл в медицинской науке и почему о его сыне известно больше, чем о нем самом, читайте в рубрике «Как получить Нобелевку».Наша рубрика на "Индикаторе" называется «Как получить Нобелевку» неслучайно. Год за годом описывая жизни нобелевских лауреатов, понимаешь, насколько разным может быть путь человека к премии. Кто-то движется к достижению всю жизнь и получает «по совокупности», кто-то делает одно блестящее открытие, а кто-то просто помогает «главному» действующему герою. Действительно, далеко не факт, что безумная идея Фредерика Бантинга привела бы к прорыву в лечении диабета без опыта, влияния и поддержки Джона Маклеода.
Так и в нашем случае: не факт, что Джордж Майнот смог бы провести эксперименты по лечению страшного заболевания без помощи и поддержки такого же молодого и безумного коллеги. Вдвоем они выдержали скепсис «старших товарищей» и пришли к Нобелевской премии. Увы, в российской Википедии о Уильяме Мерфи написано всего несколько строчек, да и в английской ненамного больше (к тому же там Мерфи приписаны достижения третьего лауреата премии 1934 года). Мы постараемся исправить эту несправедливость. Итак, встречайте.
Уильям Перри Мерфи
Родился 6 февраля 1892 года, Стоунтон, Висконсин, США
Умер 9 октября 1897 года, Бруклин, Нью-Йорк, США
Нобелевская премия по физиологии и медицине 1934 года (1/3 премии, совместно с Джорджем Уиплом и Джорджем Майнотом). Формулировка Нобелевского комитета: «За открытия, связанные с применением печени в лечении пернициозной анемии» (for their discoveries concerning liver therapy in cases of anaemia).
Наш герой родился в небольшом (сейчас в нем около 12 000 жителей) городке Стоутон в штате Висконсин. Учился он в разных школах Висконсина и Орегона, потом получил бакалаврскую степень в Университете Орегона и, наконец, в Гарварде стал дипломированным медиком, получив возможность вешать на двери своего кабинета табличку «William Parry Murphy, M.D.».
Улочки Стоутона
Wikimedia Commons
В отличие от своих коллег по премии, Мерфи не был ученым, он был практикующим врачом. Сначала поработал интерном в Госпитале Род-Айленда, а затем, в 1923 году, проходил стажировку в Бостонском госпитале Питера Бента Бригама. Именно там он познакомился с Джорджем Майнотом, который был на семь лет старше. В отличие от Мерфи, Майнот уже занимался наукой и изучал анемии.
О заболевании, которое принесло Мерфи и Майноту Нобелевскую премию, мы подробно рассказали в предыдущем посте, посвященном старшему товарищу в этой паре. Вкратце расскажем, что до работ наших героев пернициозная анемия (она же злокачественное малокровие, или анемия Аддисона) была фатальной. Пациенты, как правило молодые, всегда умирали, осознавая это. В самом начале 1920-х годов Майнот узнал от своего знакомого по Университету Джонса Хопкинса, Джорджа Уипла, что печень помогает собакам с вызванной анемией.
Джордж Уиппл
Wikimedia Commons
И у Майнота возникла идея попытаться скорректировать злокачественное малокровие, добавляя печень в рацион больных. Но нужны были больные, и тут пригодился Мерфи, который вел несколько пациентов с анемией (в то время можно было цинично сказать «провожал в могилу»), у которого был клинический опыт и не было снобизма «старых» докторов, убежденных, что анемия — это или проблема с селезенкой (ее удаляли), или отравление (надо дать мышьяк).
Клиническая смелость Мерфи и научная тщательность Майнота привели к фантастическому результату: почти полусотне пациентов стало лучше. Это был результат, с которым уже никто не мог спорить. Свое сообщение Майнот и Мерфи сделали в 1926 году на конференции Ассоциации американских врачей.
К Нобелевской премии путь был сравнительно коротким: первые номинации Мерфи и коллег начались в 1929 году (кстати, первым Мерфи номинировал знаменитый врач, один из основателей нейрохирургии Харви Кушинг). Для получения премии хватило 17 номинаций за пять лет. Кстати, среди номинировавших было два нобелевских лауреата: Отто Варбург и Юлиус Вагнер-Яурегг.
Харви Кушинг
Wikimedia Commons
На банкете Мерфи выступил с тостом, в котором ни слова не сказал о науке, но много говорил о Нобеле и о Швеции. Новоиспеченный лауреат нашел удачную метафору: как сам Альфред Нобель, путешествовавший в свое время по всему миру, так и Нобелевская премия к 1930-м годам стала уже настоящим послом доброй воли, путешествуя по всему миру.
Если Майнот прожил после премии немного (диабет погубил его всего в 65 лет), то Мерфи прожил почти век весьма счастливой жизни.
Кстати, говоря о личной жизни и семье нашего героя, можно сказать, что пока это первый случай, когда сын нобелевского лауреата, не будучи удостоенным такой же награды, удостоился бо́льшей по размерам статьи в Википедии, чем его отец. Однако факт остается фактом. В 1919 году Уильям Мерфи-старший женился на Гэрриетт Адамс — первой женщине, получившей лицензию врача-стоматолога в Массачусетсе. В 1923 году у них родился сын, Уильям Мерфи-младший, который сначала окончил Гарвард, степень MD получил в Университете Иллинойса, а затем еше год, с 1947 по 1948, отучился в Mассачусетском технологическом, занимаясь медицинской техникой.
Уильям Мерфи-младший за штурвалом своего парохода
Wikimedia Commons
Медицинское оборудование стало делом всей жизни сына нобелевского лауреата: на его счету 17 патентов США, полученных с 1952 по 1980 год. Тут и хирургический манометр, и способ получения стеклянных трубок, и системы инфузии, и даже два патента на искусственную почку. Но больше всего Мерфи-младший знаменит другим: именно он руководил коллаборацией, придумавшей… пластиковые пакеты. Нет, не те, с которыми мы ходим в магазин, а запечатанные гибкие емкости для хранения донорской крови. Кстати, он до сих пор жив (в этом году он должен сравняться в возрасте со своим отцом) и как минимум еще недавно по-прежнему лихо управлял принадлежащим ему стотонным паровым судном.
Нужно упомянуть еще один факт о Мерфи-старшем. В 1951 году состоялась первая встреча талантливых молодых ученых в Линдау. Девять лауреатов, среди которых был и Уильям Мерфи, приехали в небольшой баварский городок для того, чтобы поделиться своим опытом с немецкими учеными, только начинающими свой путь в науке. Идея понравилась, и встречи стали традиционными. В июне 2018 года состоится уже 68-я встреча, на которую теперь собирается 30-40 лауреатов Нобелевской премии. Так встреча разных культур и поколений, которая началась с нашего героя, превратилась в крупнейшее собрание Нобелевских лауреатов в мире (конечно, не считая самой церемонии вручения премий).
65-я встреча в Линдау
Wikimedia Commons
Следить за обновлениями нашего блога можно и через его страничку в фейсбуке и паблик вконтакте