...Но после этого в Палестине больше не был повешен ни один еврей
tuchiki — 27.02.2024В сегодняшней френдленте, будто бы в в пику моему предыдущему посту, вернее, постскриптуму к нему, поведано об иных методах одоления зла, нежели те, которыми наставлял американских выпускников образца 1984-го года Бродский:
«Пропалестинские агитаторы часто упоминают, что евреи в 40-х
годах тоже брали заложников и проводили теракты против
англичан.
Дескать, если вам можно, то почему нам нельзя?
Хорошо, давайте я вам расскажу про две истории, связанные с
террором.
Сначала про «ночь порки»
1946 году британский суд приговорил двух еврейских подпольщиков не
только к тюремному наказанию, но и к порке. Биньямин Кимхи должен
был получить 18 ударов плетью, а Аарон Коэн за хранение запрещенных
пропагандистских материалов — к 12 ударам плетью. После приговора
еврейская подпольная организация Иргун распространила листовку с
обращением Бегина к мандатным властям:
«400 лет вы безнаказанно секли туземцев в ваших колониях. Из-за
своей глупой спеси вы считаете евреев в Эрец-Исраэль такими же
туземцами. Вы ошибаетесь. Сион не место ссылки, и евреи не зулусы.
Вы не будете пороть евреев на их родине. И если английские власти
сделают это, британские офицеры также будут выпороты».
Власти мандата не вняли этому предостережению. Кимхи получил 18
ударов плетью. На следующий день Иргун приступает к ответным
действиям. В Нетании подпольщики похитили майора Педди Бретта и
высекли его в расположенной в окрестностях города эвкалиптовой
роще. Он вернулся в гостиницу в одних трусах. В Ришон ле-Ционе
боевики Иргун захватили двух сержантов британской армии и выпороли
их прямо на улице. Еще два сержанта были похищены боевиками в
Тель-Авиве. Их выпороли в соседнем сквере. Каждый из пятерых
похищенных англичан получил 18 ударов плетью.
Никогда ранее британские военные не подвергались такому унижению.
Черчилль писал:
«Наша армия была выставлена на посмешище всего мира». Но вскоре после этого британский закон был изменен и больше не было телесных наказаний в Эрец-Исраэль.
Вторая история — «дело сержантов».
Вместо того, чтобы выполнить решение Лиги Наций и позволить евреям создать свое государство, англичане всячески ограничивают иммиграцию в Палестину евреев, выживших в Холокосте. И усиливают террор против подпольщиков, начиная применять смертную казнь.
В 1946 году британский суд приговаривает к смертной казни
двух бойцов Иргун. Все прошения о помиловании отклоняются. В ответ
Иргун похищает шесть британских офицеров и обещает их казнить, если
британцы приведут приговор в исполнение. Две недели идут секретные
переговоры, в результате которых казнь заменена пожизненным
заключением. На следующий день британских офицеров отпускают. В
апреле 1947 года британский суд выносит еще один смертный приговор.
В ответ Иргун похищает британского офицера и судью. За 16 часов до
назначенной казни командующий британскими войсками объявляет о
«бессрочной отсрочке» приговора и евреи освобождают всех
заложников.
Черчилль негодует в парламенте и жалуется на то, что в крохотной
Палестине британцы вынуждены держать в несколько раз больше солдат,
чем в огромной Индии. И требует железной рукой навести порядок.
В мае 1947 года в ходе дерзкой операции еврейские подпольщики
освобождают из британской тюрьмы заключенных. Несколько человек при
этом гибнут в бою и еще пятеро попадают в плен. Двое из них еще
несовершеннолетние, но троих суд приговаривает к смертной казни. В
ответ евреи захватывают в плен двух британских сержантов — Мартина
и Пейса и предлагают выпустить их если смертный приговор будет
отменен. Британцы отказываются, вводят комендантский час и в
течение двух недель проводят грандиозную спецоперацию — 5000 солдат
ищут похищенных. Безрезультатно.
Из Англии приходит приказ — проявить жесткость и показать, кто в
Палестине главный. Иргун предупреждает, что не оставит убийство
своих бойцов без ответа. Но британцы вешают троих заключенных. На
их похороны приходит весь Цфат. Только тогда принимается решение —
повесить в ответ двух сержантов. Британская пресса негодует. В
Англии начинаются погромы. В Ливерпуле сжигают синагогу и громят
около 300 еврейских магазинов. Погромщики скандируют «Гитлер был
прaв». На еврейских надгробьях рисуют свастики и пишут
антисемитские лозунги.
Казнь двух сержантов становится одной из главных причин ухода
британцев из Палестины. Бегин потом признается, что решение
повесить сержантов было самым тяжелым в его жизни.
Но после этого в Палестине больше не был повешен ни один еврей.«
*********************
Как соотносятся методы одоления зла по Бродскому (из предыдущего поста) и описанные выше? Нельзя не признать, что они находятся в полной противофазе. По Бродскому, оно, конечно, красивше. «Подставь и левую, сними и верхнюю...», но бойцам Иргуна, чтобы доказать анлгличанам, что евреи не рабы, ничего другого, кроме ответного насилия, не оставалось. И они справились. Результат радует действенным лаконизмом: ...не был больше повешен ни один еврей.
Судя по всему, палестинские евреи времен британского мандата руководствовались другими источниками, нежели Бродский. Они действовали по Жаботинскому:
«О том, что мода убивать евреев еще не прошла, нету спора. Это видит даже слепой. Остается только одна проблема: каково лучшее средство против этой моды? Следует помнить, что противники и оппоненты Трумпельдора решительно против погромов, что они тоже хотели бы, чтобы на еврейской улице царили тишь да гладь. Однако, утверждают они, реагировать по принципу «око за око» — не выход. Здесь у них появляется возможность сняться в обнимку с такими гигантами, как Толстой и Ганди. Они также утверждают, что подставление другой щеки — куда более эффективное средство, чем ответная пощечина. Они говорят, что противление злу насилием способно повредить мышцам злодея, но сердце его еще более отвердеет и он затаит еще большую злобу. В свою очередь, «непротивление» — оружие, бьющее прямо в сердце злодею; он начинает рано или поздно стыдиться, а стыд — самая сильная человеческая эмоция, стыд не позволит творить зло. Они утверждают, что все беды человечества вытекают из этого пагубного стремления — отвечать злом на зло. Если бы люди «не отвечали», войны и погромы давно бы исчезли. Красивая и очень притягательная теория. Но, увы, далеко не все красивое и притягательное правильно. Лучшее опровержение у нас перед глазами. Имя ему — история галута. Неправда, что люди никогда не пробовали проверить эту теорию на практике. Мы, евреи, проводили испытания. Мы, собственно, ничем другим и не занимались, кроме как методично, с нечеловеческим терпением, поколениями применяли на практике теорию Толстого. Мы не обращали внимания на то, что она не «сработала» в третий, в десятый и в сотый раз. Нас били снова и снова. Мы не отвечали. История галута полна погромов, но она не знала самообороны. Перед нами самое добросовестное, проведенное по самым строгим правилам науки испытание. И результат? – Бьют». Владимир Жаботинский «День памяти Трумпельдора», 1928
Ну, и вот это из Жаботинского, как будто сегодня написано:
«Сдержанность» безраздельно правила в Израиле с апреля 1936 по сентябрь 1937 года. То есть у нас у всех было достаточно времени, чтобы картина стала ясна всем. «Картину» следует наблюдать под другими углами зрения: как выглядели евреи, с одной стороны, и как арабы — с другой. Евреи выглядели испуганными мышами. Мышь не боится, пока она сидит у себя в норе. Но стоит ей вылезти наружу, где правит кошка, — ее охватывает страх. Так же и евреи — чувствовали себя вполне уверенно в Тель-Авиве и Петах-Тикве. Но уже в местах со смешанным населением — в Яффо, в Иерусалиме — они чувствовали дискомфорт. Не говоря уж о дорогах. Обычная поездка из Тель-Авива в Иерусалим требовала немалого мужества. И смешно требовать от евреев «презирать опасность». Только дурак не считается с опасностью, и даже герой из героев вынужден, видя опасность, воздерживаться от поездок по дорогам, которые стали настоящими ловушками. Совсем иначе ведут себя арабы. Они не боятся гулять по Иерусалиму или по Яффо. Они не боятся разгуливать в Тель-Авиве. Ведь они же не евреи — никто их не тронет. Вот она — картина «сдержанности». С тех пор, как прекратили «сдерживаться», появилось нечто новое. Невелико достижение, но мы считаем, что и это важно. Арабы перестали ощущать себя безраздельными хозяевами. Ликвидирована прежде существовавшая «диспропорция». Как хотите, но объективно — это хорошо. Дело в том, что еще в юности, еще в России я накрепко усвоил одно: никогда, что бы там ни было, чем бы это ни пытались оправдывать, не следует мириться с принципом «кроме евреев». Свобода для всех, кроме евреев, — есть ложь; справедливость для всех, кроме евреев — есть ложь; «не убий» никого, кроме еврея, — есть ложь».