"Но население Газы, этого "крупнейшего концлагеря под открытым небом",
dandorfman — 02.12.2023 https://www.svoboda.org/a/vremya-nezrelosti-evgeniy-dobrenko-o-palestinskoy-probleme/32707024.htmlВремя незрелости. Евгений Добренко – о палестинской проблеме
Молитва "Отче наш" известна в России в переводе с греческого. Но греческий является переводом с арамейского, на котором говорил Христос. Так вот, тот фрагмент, который известен как "И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого", в арамейском оригинале звучит совершенно иначе: "Помоги нам не забывать Источник, но освободи нас от незрелости не пребывать в Настоящем".
Вот это выпадение из Настоящего есть не только признак незрелости, но и искушение, и лукавство. Есть ли что-либо труднее пребывания в настоящем? Ведь именно оно более всего непонятно и опасно, и каждый шаг в нем, как по минному полю, а последствия настигают здесь и сейчас. Можно придать смысл прошлому, приукрасив и подогнав под желаемую картину. Можно расцветить будущее, тем более что его верификация невозможна, и никакой ответственности нести за эти раскраски не придется. А вот с настоящим – беда.
Историки и футурологи профессионально лукавы. Их головы повернуты либо в прошлое, либо в будущее. Но настоящее не понять без знания, которое черпается из прошлого. И в настоящем не сделать и шага без понимания перспективы, то есть последствий этого шага для будущего. Вот почему я с таким интересом настроился на большое интервью Юрия Слёзкина Ксении Собчак. И каково же было мое разочарование, когда я услышал от человека, столь тонко разбирающегося в израильско-еврейской теме, левацкие пошлости на уровне студентов Беркли.
Не кажется ли вам, вопрошает Собчак с типично новорусским цинизмом, что "ресурс памяти о Холокосте утрачивает свою легитимность"? И Слёзкин подыгрывает: "Чем больше Израиль будет убивать в секторе Газа, тем меньше будет возможности у истории Холокоста охранять Израиль". Но геноцида не бывает без демографических последствий. Израиль осуществляет политику геноцида? Но население Газы, этого "крупнейшего концлагеря под открытым небом", в итоге увеличилось в восемь (!) раз, а 156 тысяч арабов, оставшихся в 1948 году в Израиле и ставших его гражданами, сегодня выросли до 2 миллионов 100 тысяч человек. Похоже ли все это на геноцид? При геноциде происходит нечто прямо противоположное. Например, количество евреев сегодня до сих пор не достигло их численности до Холокоста, спустя восемь десятилетий. Другой пример: из почти 900 тысяч евреев, проживавших в мусульманских странах, сегодня их там осталось не более 10 тысяч, тогда как арабское население Израиля увеличилось чуть ли не в пятнадцать раз. Так где же происходили этнические чистки?
После окончания Второй мировой войны в Европе были десятки миллионов беженцев. Одних немцев – до 14 миллионов человек! Уже спустя пять лет проблема беженцев в целом была решена: они были приняты различными странами и натурализованы. Потому что было желание решить эту проблему, а не увековечивать ее. Не здесь ли следует искать рецепты решения палестинской проблемы? Для начала нужно желание ее решить. Вместо того чтобы увековечивать статус беженцев, тратя на нормализацию ненормального положения миллионов людей едва ли не половину бюджета ООН, позволить этим людям распоряжаться своей судьбой и своей землей. Нищий человек ничего изменить в своей жизни не может. Ему нечем распоряжаться. Человек, который мог бы продать свою землю, смог бы переехать в другое место, где говорят на понятном ему языке, где живут его единоверцы, где он будет чувствовать себя безопасно и комфортно, с которым свяжет свое будущее и будущее своих детей. Именно так поступил Израиль с еврейскими беженцами из стран Ближнего Востока. Разве 22 страны арабского мира настолько перенаселены, что не смогли бы натурализовать людей, проживших там три четверти века? Где это видано, чтобы люди передавали по наследству едва ли не в пятом поколении статус беженца?
Более того, нет совершенно никакой уверенности в том, что люди, проживающие на контролируемых Палестинской администрацией территориях, будь у них право и возможность распоряжаться своей землей, не продали бы ее и распорядились бы своей жизнью иначе. Совершенно непонятно, какой процент арабского населения захотел бы оставаться в тех местах, где проживает сейчас и куда забросил их дедов вихрь войны семидесятилетней давности. Дайте реальную свободу палестинским арабам – свободу распоряжаться своей собственностью, свободу передвижения, свободу совести… Мне кажется, мы увидели бы совершенно другой Ближний Восток.
Нельзя сказать, что совместная жизнь арабов и евреев была усыпана розами. Каждый из них имеет долгий и кровавый список обид. Этот страшный опыт истории, питаемый ресентиментом, держит мир в прошлом, застит будущее и обрекает на повтор прежних пустых заклинаний, чреватых лишь новой кровью. Одна надежда на то, что, избавившись от него, мы сможем, наконец, освободиться от незрелости не пребывать в Настоящем.
Евгений Добренко – филолог, культуролог, профессор Венецианского университета