Николай Лесков
alexander_pavl — 16.02.2016 Сегодня день рождения моего любимого писателя - Николая Лескова.Я считаю его величайшим русским писателем за всё время существования русской литературы. Причём, нельзя сказать, что Лесков куда-то там поднялся. Нет. Это не учитель жизни, не безумный гений, не пророк и не поэти, живущий на вершине голой. Лесков - нормальный писатель, писавший свои книги так, чтобы их было интересно читать, чтобы развлекаться при чтении. У него всегда острый сюжет, остроумие, ехидство и - главное - великолепный музыкальный русский язык, от красоты которого мурашки по спине бегут. Никто так не писал по русски, ни до, ни после, хотя было много талантливых писателей и помимо Лескова.
Я горд, что мне хотя бы однажды довелось проиллюстрировать Лескова - для издательства "Вита Нова".
Дело в том, что мне, вообще-то, никакие иллюстрации к Лескову не нравились - даже работы Н.Кузьмина и Кустодиева. Мне казалось, что они промахиваются мимо текста. Они хорошие, да. Особенно иллюстрации Кустодиева к "Штопальщику". Но мне самому хотелось что-то другое. В какой-то степени я приблизился к тому, что мне хотелось увидеть в иллюстрацих к Лескову. И я полностью доволен иллюстрациями к "Заячьему ремизу", "Несмертельному Головану" и "Некрещёному попу" .
Иногда я думаю, как можно было бы иллюстрировать "Тупейного художника" совсем по другому, давая всю историю, как настольный театр из картона, с фигурками, с оптическими приборами, типа "панорамы с выносками, с отсылками к "Стойкому оловянному солдатику" Андерсена и к "Жюстине" де Сада. В общем, всячески подчёркивать, что это "рассказ на могиле" - повествователь (который, как обычно, не Лесков, а его персонаж), пересказывает нам историю, слышанную в детстве от спившейся крепостной актрисы.
Но если бы я выбрал для "Тупейного худодника" такую манеру, я не смог бы сделать целостный цикл иллюстраций, потому что вообще-то все повести и рассказы Лескова разные, найти среднее, что отвечало бы всем его рассказам в равной мере, было ой как непросто...
Читать Лескова - колоссальное удовольствие и огромное счастье. Он безупречен. Он не фальшивит никогда. Он говорит только то, что думает - и при этом Лесков весьма и весьма умный человек.
Левые окололитературные круги его ненавидели. Правые литературные круги ненавидели его ещё больше. У Лескова нет литературной репутации. Самые известные его вещи - единственная в его творчестве полуудачная повесть "Сибирская леди Макбет", оставляющая неприятный осадок своей амбивалентностью, и "Левша", который обычно воспринимается весьма криво, через призму китчевой адаптации, сделанной в двадцатые годы великим насмешником Евгением Замятиным. Ну, кто-то особо продвинутый вспомнит ещё "Соборян", которые тоже, как правило, воспринимаются совершенгно ошибочно, как гимн "поповке". А, скажем, вышеупомянутый "Некрещённый поп" и не прочитан толком никем. Не говоря уже о блистательной и очень концентрированной по мысли зарисовке "Пламенная патриотка". Кому это надо? Кто это читает? Собрания сочинений Лескова стояли в библиотеках нетронутымии, и то же касается "дефицитных" подписных собраний в квартирах административных и партийных фукнцононеров - украшение книжного шкафа, не более.
Великолепные тексты Лескова как бы не существуют в русской культуре. Вот эта вот убогая, горбатая, полупомешанная старуха с манией величия - русская культура - не восприняла самые прекрасные дары одного из лучших своих сыновей. Пренебрегла этими дарами.
PS. Всё ребята, хватит. Мой журнал - не место для ругани по национальным вопросам. Я не люблю ксенофобов любой окраски, поэтому предлагаю прекратить споры или перенести их в другие места. Этот пост - исключительно о Лескове и о его месте в русской культуре. и всё.
|
</> |