Николай Герасимов "Убить в себе государство"


Книга нам рассказывает о российских теоретиках и практиках анархизма.
Нам надо понимать, что анархия - это не пьяные матросы, которые поют "Цыплёнок пареный" и грабят всех подряд. От подобных персонажей анархисты открещивались, а частенько они и не были анархистами, а были просто бандитами, которые называли себя анархистами. Вот, что нам говорит об анархистах заключение книги: Русские анархисты, которым посвящена эта книга, верили, что общество может существовать без государства. Они оптимистично смотрели в будущее, но не были наивными и понимали, что для этого потребуется не только политическая, но также интеллектуальная и духовная революция. Чтобы добиться настоящей свободы, учили они, необходимо убить в себе государство. Убить в себе государство значит уничтожить в себе желание властвовать над другими и наживаться на других. Убить в себе государство значит встать на путь взаимопомощи и солидарности. Убить в себе государство значит выбрать свободу.
Ниже будет несколько цитат о разных персонажах и направлениях.
Важнейшую мысль Борового, на которой он строит свой анархо-гуманизм, можно выразить так: что бы ни говорили революционеры, общество никогда не сможет создать такие условия, при которых личная свобода будет находиться в гармонии с социальными порядками. Даже если эти революционеры — анархисты. Но это не значит, что нужно отказаться от борьбы против угнетения. Свобода всегда лучше несвободы, даже если она не предполагает идиллической гармонии между личным и общественным.
(...)
Если Гольдман объясняла происхождение власти и государства через функционирование патриархальной системы, то Боровой — через угасание творческого импульса в культуре, когда массы не увлечены новаторскими социальными преобразованиями, а заняты исключительно бытовыми вопросами, потакая всему самому низменному и примитивному, что есть в человеке. Там, где нет динамики жизни, появляются фетиши и идолы. Творчество, по мысли философа, невозможно без бунта против действительности. Принимать действительность такой, какая она есть, — значит способствовать тому, чтобы общество было пассивным. Пассивность общества порождает властные институты: люди не хотят самостоятельно принимать решения и создают государство, возлагая на него ответственность за свое благополучие.
(...)
Рационализм, против которого Боровой боролся всю свою жизнь, был масштабной теоретической системой, которая рассекает все жизненные явления на составные части и создает строгие формулы и правила. Вместе с царством формул возникает и благоприятная почва для укрепления государства и власти. Угнетение человека — это попытка искоренить любую спонтанность, загнать его в социальные рамки и алгоритмы реакций.
(...)
в поступках личность каждый раз определяет себя заново, и ее свобода зависит от того, насколько она готова сражаться за свое творческое самовыражение вопреки общественным догмам, правилам и запретам.
Историк Пол Эврич считает пананархизм философской системой, «предписывавшей пять лекарств для пяти гибельных институций, которые мучили пять угнетенных элементов современного общества. Лекарства для государства и капитализма были достаточно просты — коммунизм и ликвидация государства. А вот для оставшихся трех угнетателей противоядия были куда более неожиданными: космизм (полное устранение преследования по национальным мотивам), гинеантропизм (гуманизация отношения к женщинам) и педизм (освобождение молодежи от пороков рабского обучения)».
(...)
Лилиан Тюрк и Джесси Кон полагают, что пананархисты хотели оспорить притязания марксизма на научность и доказать, что бóльшая часть левого движения базируется на религиозных суевериях (вера во всемогущество рабочих масс, диалектику и так далее). Косвенно с ними соглашается и Эврич, связывая пананархизм с антиинтеллектуализмом — видя в пананархистах революционеров, стремящихся препятствовать тому, чтобы интеллектуалы говорили от лица пролетариата.
Анархизм не любит преград. Угнетение человека будет существовать до тех пор, пока его свобода будет ограничена какими-либо рамками, доказывают анархисты. Чаще всего они обращают внимание на социальные и политические источники угнетения. Но были в истории анархизма и теоретики, бросавшие вызов биологическим и физическим ограничениям: смертности человека и его привязанности к Земле.
|
</> |